Всякий мало-мальски интересующийся автомобилями, увидев это спортивное купе на фото ("живьем", к сожалению, его трудно встретить), уверенно скажет, что это легендарная "девятьсот одиннадцатая", но будет не прав. Впрочем, по одному внешнему виду и фанат марки не смог бы отличить Porsche 911 от Porsche 912 - кузова у автомобилей одинаковы, разница лишь в неприметном шильдике на крышке моторного отсека.
Чтобы понять, зачем фирме из Цюффенхаузена понадобилось создавать Porsche 912, надо вспомнить, что этот автомобиль, отличающийся совершенством и чистотой линий, признанный по итогам конкурса Car of The Century ("Автомобиль века") лучшим спорткаром планеты, в начале производства не всеми автомобилистами был оценен по достоинству.
Главное, что не понравилось потенциальным клиентам, - большая цена ("наценка" составляла 40%). Им все равно было, что предлагался более совершенный, мощный, скоростной, просторный и безопасный автомобиль.
Чтобы не потерять часть клиентов, было решено выпустить гибридную модель с кузовом от "девятьсот одиннадцатой", в заднем свесе которого место штатной 2-литровой 130-сильной "шестерки" заняла 1,6-литровая "четверка" "1600 SC" (тоже оппозитная и с воздушным охлаждением) от выпускавшегося с 1963 по 1965 год Porsche 356 С.
Этот 90-сильный агрегат, сохранивший фамильные черты силового агрегата "Жука", был также своеобразным компромиссом между 75- и 95-сильным вариантами двигателей Porsche 356 С. Лишившись двух "горшков", автомобиль стал легче ровно на 100 кг (995 против 1095 кг) и экономичней: вместо 15 расходовал 12 литров на "сотню".
Правда, ухудшилась приемистость и скоростной потолок упал с 210 до 183 км/ч (114 миль в час), но формальный порог скорости "100 миль в час", необходимый для спортивной машины в те годы, был преодолен.
Свой день рождения помесь "девятьсот одиннадцатой" и "триста пятьдесят шестой" моделей отметила в апреле 1965 года. Ее статус "экономичного варианта Porsche 911" нельзя воспринимать буквально: в версии купе 912-я стоила 17 тысяч немецких марок - почти в 5 раз дороже "Жука" (Volkswagen-1200), а как Targa - в 5,3 раза.
Менее чем через полгода после дебюта, в сентябре 1965 года, на Франкфуртском автосалоне, Porsche 912 (как и Porsche 911) был показан с новым оригинальным кузовом: со съемной панелью крыши между усиленной рамкой лобового стекла и задней стойкой крыши. Такая модификация получила имя Targa (в честь знаменитых гонок Targa Florio), ставшее затем нарицательным для такого типа кузова.
Производство Porsche 912 Targa началось лишь в декабре 1966 года и длилось всего три года. До 1969-го было выпущено 2562 таких оригинальных автомобилей. За удовольствие иметь в своем распоряжении автомобиль с трансформируемым кузовом надо было доплатить 1400-1780 немецких марок.
На этом же салоне Porsche 912 демонстрировался уже с пятиступенчатой коробкой передач (от "девятьсот одиннадцатой"), установка которой позволила снизить расход топлива при скоростной езде по автобанам, что, в свою очередь, еще больше подстегнуло спрос на эту модель.
В истории автомобилестроения немало примеров маркетинговых ошибок (кому из смертных дано заглянуть в будущее?). Porsche 912 - один из таких случаев.
Автомобиль был создан исключительно для европейцев, но жизнь распорядилась иначе: он стал пользоваться повышенным спросом в богатой Америке. И продолжалось это до тех пор, пока туда не стал поступать (с конца 1967 года) экономичный вариант "девятьсот одиннадцатой" с индексом Т (не путать с Turbo). Разница в цене была не столь шокирующей, а оснащался он 2-литровой 110-сильной "шестеркой" и был настоящим Porsche 911!
Век "девятьсот двенадцатой" был недолог, она была снята с производства в 1968 году в связи со скорым запуском в производство другой экономичной модели - "девятьсот четырнадцатой".
Но через семь лет о ней вспомнили и реанимировали! Причем фирма пошла по затратному пути, решив установить другой двигатель - оппозитную "четверку" от Porsche-914/4.
Автомобиль уже "чисто конкретно" предназначался для экспорта за океан и поэтому для соответствия тамошним строгим экологическим нормам оснащался бошевской системой электронного впрыска L-Jetronic. Для европейцев заново родившийся автомобиль не предназначался, разве что штутгартским полицейским перепала малая толика новых, получивших индекс «Е» машин.
В ноябре 1975 года появился новый, недорогой по сравнению с Porsche 911 автомобиль - Porsche 924, и популярность Porsche 912 Е резко пошла на убыль.
Конечно, кофе и эрзац-кофе - вещи несопоставимые, но, несмотря на все минусы, "девятьсот двенадцатая" была интересным опытом в европейском автомобилестроении. Ее появление позволило фанатам приобрести сравнительно недорогой раритет, тираж которого просто незаметен на фоне 400-тысячного выпуска Porsche 911.