Народный артист СССР Муслим Магомаев был одним из самых популярных эстрадных певцов в истории Советского Союза. Но советский Госкомитет по радио и ТВ никогда не выделял артистов по мере популярности и выступления всех (не запрещённых – были и такие исполнители) крутил в порядке очереди. Слушатели, зрители ждали выступления любимых певцов в основном на радио “Маяк”, а также на концертах по случаю больших праздников, транслируемых по радио и телевидению.
Были и гастроли. Толпы, осаждающие здания, где намечался концерт, кордоны милиции, сдерживающие эти толпы, переполненные залы, всеобщий восторг, море цветов. И истинно скромный, бесконечно уважающий публику Артист.
Звезда Муслима Магомаева (17.08.1942–25.10.2008) особенно яркой была в 60-70-е годы. Он пленил слушателя восхитительным лирико-драматическим баритоном, приятным тембром, высоким артистизмом. Внешностью и харизмой покорял сердца женщин. Нынче к нему прилипли бы пошловатые эпитеты типа “культовый певец”, “секс-символ”, которые принизили бы уровень этого гениального исполнителя и высокоинтеллектуального, порядочного и душевного человека.
Людям всегда свойственно желание узнать о кумире как можно больше. К личности и жизни Магомаева тоже был огромный интерес со стороны публики. Но “жёлтых изданий” тогда не было, сплетни не печатались, подробности личной жизни – тоже. Сарафанное радио работало, конечно, но не до всех добиралось и не всегда несло правдивую информацию.
Ответом на многие вопросы публики стала автобиографическая книга Муслима Магомаева “Любовь моя – мелодия”. А в 2008 году вышла его книга “Живут во мне воспоминания”.
Книга Магомаева столь же светла, как сама личность певца. Он никого не судит, не сводит счёты, не злорадствует.
Название книге дал из стихотворения поэта Роберта Рождественского, из песни, которую исполнял сам:
Предисловие книги начинается так:
В Муслиме Магомаеве текла кровь многих национальностей, но себя он считал истинным азербайджанцем.
Мать и отец Муслима были людьми искусства. Мать Айшет Магомаева (псевдоним Кинжалова) была драматической актрисой, отец Магомет Магомаев, театральный художник, погиб на войне.
Дед Муслима по отцу был великим азербайджанским композитором, пианистом и дирижёром. Мальчик стал его полным тёзкой – тоже Муслимом Магомаевым, чтобы стать его продолжением. Не только рода, но и искусства.
С теплотой вспоминает автор свою терпеливую бабушку Байдигюль, которую не слушался и сбегал на улицу к таким же, как сам, сорванцам. Байдагуль-Джамал была из известной семьи азербайджанских татар Терегуловых.
Певец в своей книге о происхождении матери написал, что дедушка Ахмед был турком, а бабушка – наполовину русской, наполовину адыгейкой. Мама Муслима Айшет стала актрисой, а после гибели мужа уехала из Баку, жила в Мурманске и работала в драмтеатре, вышла замуж. У неё родились дети – Юрий и Татьяна.
После войны маленький Муслим воспитывался в семье дяди по отцу Джамала Магомаева, который работал заместителем председателя Совмина Азербайджанской ССР.
Первой женой Муслима Магомаева была Офелия Велиева. Офелия была дочерью учёного-химика Шамсаддина Велиева. С ней Муслим учился в Бакинском музыкальном училище. Они поженились, когда Муслиму было 19 лет. Но не прошло и года, как молодые расстались. У них родилась дочь Марина, которая проживает в США. Марина вышла замуж за Александра Козловского, сына друга своего отца поэта Геннадия Козловского.
Муслим Магомедович довольно долго был холостяком, но в 1972 году сблизился с Тамарой Синявской. Через два года они поженились. В 1982 году певице дали звание народной артистки СССР. Не раз у них были попытки разбежаться, но так и прожили до кончины великого Магомаева.
Муслим Магомаев попрощался со сценой в начале 2000-х. Скончался в 2008 году от сердечного приступа в 66 лет. Похоронен в Баку.
Магомаев не был из тех, кто, пробивая себе дорогу, шёл по головам других. Не знаю, смог бы он подняться на небосклон российской эстрады, если жил позже, скажем, лет 40-50. Если только им не заинтересовался какой-нибудь крутейший продюсер. Ведь в последние десятилетия протолкаться через толпу оккупировавших эстраду бездарей талантам стало очень сложно. Ругают цензуру в Советском Союзе, но где её нет? Но истинным талантам в СССР дорога всегда была открыта. А советскую цензуру даже можно поблагодарить за то, что ставила заслон бездарям.