Мир меняется, вместе с тем меняется и сам человек. Новое поколение – это люди, которые знают насколько важным и значимым для их будущего является образование. Уже с раннего детства ребенок постоянно осваивает все, что его окружает, пытается понять, как действовать для получения лучшего результата. Проходит совсем немного времени, и маленький человек попадает в новую реальность – школьную жизнь. Звенит первый звонок, добрый учитель приглашает на первый урок, появляются новые друзья, а вместе с этим множество вопросов и задач, которые ему предстоит решить. Начальная школа – то место, где можно раскрыть свои таланты, достичь успехов в учебе, научиться быть внимательным и интересным собеседником, стать достойным гражданином своей страны, понять, в чем заключается слово Родина и как важно стать ее неотъемлемой частью. Все это порождает желание извлекать знания из всего, что нас окружает и научиться использовать их в достижении поставленных целей.
Начальная школа к испытаниям готова!
В новом учебном году первым испытанием выпускников начальной школы станут Всероссийские проверочные работы, которые Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки по согласованию с Правительством Российской Федерации перенесла с весны на осень. ВПР запланировано провести в школах нашей страны с 19 сентября по 24 октября 2022 года. Исключением станут только те школы, которые написали их в конце прошлого учебного года: им надо будет внести результаты в соответствующую систему. Новое расписание Всероссийских проверочных работ будет сформировано до 5 сентября нового учебного года.
В связи с этим, понятно легкое волнение, как самих учеников, так и их учителей, и родителей. Каждому школьнику хотелось бы показать свои заслуженные успехи в обучении. Думаю, не стоит забывать о том, что за три летних месяца без повторения дети успевают забыть многое, что учили в четвертом классе. Необходимо немало времени, чтобы восстановить в памяти знания по нескольким предметам. Ведь ребятам предстоит написать работы сразу по трем: математика, русский язык, окружающий мир. Для того чтобы школьники успешно справились с этим испытанием и в ускоренном режиме повторили весь материал за прошлый учебный год издательство «Экзамен», подготовило учебные пособия для подготовки к выполнению ВПР.
По опросам коллег-учителей, данные пособия чаще других находятся в приоритете у учителей начальной школы. Это связанно с тем, что они созданы разработчиками вариантов ВПР, что в значительно повышает качество подготовки детей к такому испытанию. Теперь учитель не ждет подвоха со стороны разработчиков, а изучив требования, возможные варианты, старается более интересно и плодотворно проводить уроки, используя пособия издательства «Экзамен» в качестве дидактической и методической литературы. Даже взрослый человек теряется, если перед ним возникает незнакомая задача, с которой он никогда не встречался. Что тогда говорить о детях?! Хочется и в их глазах видеть уверенность в своих знаниях.
Множество различной литературы появилось на сегодняшний день по подготовке к ВПР, но не все подобные издания получают положительную экспертную оценку. Пособия издательства «Экзамен» имеют положительную экспертную оценку Федерального Института Оценки Качества Образования.
«ВПР Типовые задания» от издательства «Экзамен», выходят в трех форматах – 10, 15, 25 вариантов. Это позволяет учителю выбрать удобный подход именно для его класса или, что очень важно, индивидуализировать обучение, подобрав необходимый формат для конкретного ученика или группы учеников.
Ещё одно удобство пособия в том, что кроме необходимого количества вариантов оно содержит очень подробные инструкции по выполнению и оцениванию работ, а также правильные ответы на все задания (которые легко извлекаются из издания). Это позволяет ученику самостоятельно заниматься подготовкой к ВПР, а родителям контролировать данный процесс.
Из года в год авторы пособия «ВПР Типовые задания» удивляют разнообразием интереснейших заданий, не нарушая структуры подачи информации, обычной и понятной, как для ученика, так и для самого учителя. Нынешний год не исключение. Проведя обзор «ВПР Типовые задания. Математика» под редакцией И.В.Ященко, Г.И.Вольфсон, И.Р.Высоцкого, я обратила внимание на задание №3, где с помощью изображения карты местности необходимо выбрать более краткий путь.
Введение нового ФГОС отводит особую роль развитию различных метапредметных компетенций. Данное задание поможет не только оценить предметные знания, но и уровень умения анализировать, строить алгоритм выполнения задания, работать со схематическими моделями, выстраивать логические цепочки. Такие задания можно использовать на уроках не только математики, но и окружающего мира. Все задания основаны на реальных ситуациях, что позволяет подготовиться к решению жизненных задач. Нахождение времени, цены, площади, объема, работа с табличными значениями, всевозможные арифметические действия – основа обучения в начальной школе и всё это в полном объеме присутствует в данном пособии (задания №4-№9).
Небольшое затруднение может вызвать задание № 10 (Семейное древо), так как в нём необходимо умение понимать и анализировать текст, научиться визуализировать полученную информацию в виде схемы. Тем не менее, задание интересное и может использоваться, как в урочной, так и во внеурочной работе.
Из опыта своей работы замечала – большие сложности вызывает задание № 12, где необходимо найти ответ с помощью логических рассуждений. Такие задачи помогают выявлять одарённых детей с особым математическим складом ума.
Обзор «ВПР Окружающий мир. Типовые задания» авторов Е.В.Волкова и Г.И.Цитович порадовал разнообразием интереснейших заданий. Чаще всего сложности при выполнении ВПР по окружающему миру вызывают задания, в которых необходимо описать последовательность или проанализировать опыт.
Данное пособие позволяет использовать такие задания при выполнении опытов в классе или самостоятельно дома, чтобы закрепить умение сопоставлять действие и описание, научиться мысленно обрисовать ситуацию для решения поставленной задачи. В каждом из представленных в пособии вариантов есть задание, в котором необходимо умение работать с картой. Хочется отметить, что различные варианты таких заданий, помогают расширить знания школьников в области географии и использовать их в качестве работы с контурными картами.
Отрадно, что из года в год задания на знание собственного края, его символики, местоположении в стране и мире, особенностях культуры родного края все так же актуальны. Пособие «ВПР Окружающий мир. Типовые задания» помогает закрепить их и может использоваться во внеурочной деятельности. Календарь и работа с ним, так же часто вызывает затруднение, но с помощью задания 9 учащиеся учатся ориентироваться в календаре. Особого внимания требует работа с погодными таблицами. Это помогает учащимся закрепить знание символов, обозначающих климатические явления, выявляет пробелы в умении эти явления анализировать и описывать. Задания на знание строения человеческого организма дают возможность в сжатые сроки и с интересом повторить пройденный материал.
Знание русского языка, умение грамотно писать, чётко и логично выражать свои мысли, отбирать и анализировать необходимую информацию для решения поставленных задач, способность к конструктивному и взаимообогащающему общению – залог успешного социального взаимодействия и формирования всесторонне развитой личности. Поэтому необходимо уделять максимум внимания изучению русского языка.
Издание «ВПР Русский язык Типовые задания» помогает учителю определить слабые места каждого учащегося при изучении государственного языка.
Структура вариантов ВПР в данном издании практически не изменилась. В первой части любого варианта находится бланк для написания диктанта и основные задания, определяющие орфографическую и пунктуационную грамотность. Во второй части каждого варианта присутствуют задания на постановку ударения и звуко-буквенный анализ. Практически вся вторая часть любого варианта строится на работе с текстом. Пособие «ВПР Русский язык Типовые задания» позволяет тренировать ребят в умении анализировать прочитанное для получения различной информации, учит выявлять главную мысль любого текста. В любом из вариантов эти тексты всегда очень интересные и не сложные для понимания. Часто ребята затрудняются выполнять задания, где необходимо объяснить значение какого-либо крылатого выражения или пословицы.
Благодаря такому разнообразию вариантов, у учителя есть возможность заинтересовать учеников, достигая при этом не только учебные, но и воспитательные цели. Ведь в основе воспитания лежит мудрость народа, его ценностные ориентиры, которые с годами не теряют своей актуальности.
От лица учителей начальной школы выражаем огромную благодарность авторам пособий «ВПР Типовые задания» и от всей души хотим пожелать дальнейших успехов в их профессиональной деятельности!!! Спасибо, что вы, из года в год, помогаете ребятам в подготовке к испытаниям!!!
Наталья МИРЗОЕВА, учитель начальной школы высшей категории лицея № 1 имени К.С.Отарова, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019, г. п. Тырныауз, Кабардино-Балкарская Республика
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».