Найти тему
Нескучные финансы

Стартапы в России: кто, как и на чьи деньги

В 2021 году команда исследовательского проекта «Барометр», изучающего российские стартапы, опросила 630 предпринимателей. Затем их ответы подсчитали, проанализировали и сделали некоторые выводы: например, что в условиях пандемии стали больше развиваться образовательные технологии или что большинство основателей стартапа продолжают работать в найме, ибо кушать хочется.

Мы выбрали самое интересное, чтобы рассказать об этом вам.

Кто делает стартапы

Обычно стартапы делают мужчины — их большинство. Но женщины не отстают: в 2019 году среди основателей стартапов было 12% женщин, в 2020 году — 14%, а в 2021-м — уже 16%.

А вот как распределились цифры в 2021 году:

-2

В каком возрасте запускают стартапы

Кажется, что стартапы — это что-то для вчерашних безработных студентов, но открывают их как раз люди более зрелые и опытные.

-3

При этом студентов — от 18 до 25 лет — всего 7%, а людей старше 45 лет — 24%. В общем, не удивляйтесь, если ваша мама решит основать стартап. Особенно если она живет в Москве.

Где живут основатели российских стартапов

По регионам России цифры распределились так:

-4

Где учились стартаперы

Почти у всех основателей стартапов есть высшее образование, а у некоторых — по два и даже ученая степень. Но высшим образованием в наше время никого не удивишь.

Тут интереснее другое: часть основателей стартапов или не окончили университет, или даже не поступали туда и ограничились школой или техникумом.

-5

На чьи деньги работают стартапы

Из года в год стартапы основывают люди, которые раньше уже занимались бизнесом, — таких 34%. Также много кто работал в крупных корпорациях — их 29%. Куда меньше тех, кто работал по найму в малом бизнесе, — всего 19%. Все остальные учились, работали в госсекторе или развивали другой стартап.

Это перекликается с тем, что большая часть стартапов запускается на личные сбережения. И логично, что у владельцев бизнеса и топовых сотрудников крупных корпораций они вообще есть :—)

Небольшая часть — где-то 25% — стартапов начинается с грантов, денег частных инвесторов, акселераторов и венчурных фондов, а также инвестиций через краудфандинг.

Если сложить все деньги, которые разные люди вложили в стартапы, получится примерно такое распределение:

-6

Похожая пропорция остается и после запуска стартапа: в процессе работы 41% компаний поддерживается собственными деньгами, 37% — выручкой с продаж, а 22% продолжают получать внешние инвестиции.

Получается, что те, кто начинает на свои деньги, на них же и продолжает, но еще старается обеспечить себя с помощью продаж. А стартапы, основанные на деньги инвесторов, продолжают работать или за счет продаж, или снова привлекая внешние инвестиции.

-7

Интересно, что 38% основателей стартапов нашли инвестора по рекомендации знакомых.

Но если у вас не так, печалиться не стоит: 15% стартапов участвовали в конкурсах и так получили инвестиции, а 12% писали инвесторам письма и рассказывали о своем проекте.

Сколько инвестиций привлекают стартапы в России

И, наконец, суммы привлеченных инвестиций:

  • 69% получили до 300 000 долларов;
  • 18% — от 300 000 до миллиона,
  • а оставшиеся 13% — до 5 млн долларов и больше.

Получается как-то так:

-8

Интересно, что не у всех стартап — это основная работа. Так, треть основателей продолжают работать по найму, а еще часть — имеют другой бизнес или еще один стартап, а также занимаются фрилансом. Видимо, одним стартапом сыт не будешь.

-9

Чем занимаются российские стартапы

Больше всего стартапов создается в сфере образовательных технологий — это онлайн-школы, различные платформы и приложения. Также основателей интересуют финансовые технологии, электронная коммерция, транспорт и логистика, технологии в сфере HR и здравоохранения, робототехника.

-10

В 46% стартапов нет большой команды — обычно это два-пять человек. А в некоторых стартапах команды нет вообще — только основатель.

-11

Более трети стартапов работают на базе искусственного интеллекта и интегрируют машинное обучение. Почти столько же работают с Big Data, чуть меньше — с облачными технологиями.

А 26% стартапов используют бизнес-модель SaaS, но также распространены прямые продажи, подписки, получение роялти от патентов.

Интересно, что почти половина стартапов совершенствуют уже существующий продукт, а треть — создают что-то принципиально новое для российского или мирового рынка.

-12

И только 5% основателей стартапов честно признаются: ничего нового не делаем, зато умеем хорошо продавать.

Сколько стартапов проваливается

Выше мы говорили, что многие основатели стартапов уже начинали свой бизнес или ранее создавали стартап. Так вот, больше половины таких стартаперов уже проваливались ны рынке. Их прошлые проекты были неудачными, но они всё же получили кое-что — опыт. Его и взяли в новый стартап.

-13

Радует, что они не унывают и пытаются снова. Источник данных: STARTUP BAROMETER «Исследование рынка стартапов в России 2021»