Найти тему
Soundscapes Of Darkness

Written in Waters – как Ved Buens Ende довели блэк-метал до авангарда

Норвежцы Ved Buens Ende (сокр. VBE) внесли непостижимый вклад в становление авангардного блэк-метала и современной диссонансной ветки стиля. На сегодняшний день музыка оной группы из Осло может показаться не особо специфической, но в середине 90-х подобное звучание выделялось из общей массы.

Ved Buens Ende в 90-х, слева-направо: басист Сколл, вокалист/ударник Карл-Михаэль Эйде, гитарист/вокалист Викотник
Ved Buens Ende в 90-х, слева-направо: басист Сколл, вокалист/ударник Карл-Михаэль Эйде, гитарист/вокалист Викотник

Предтечей VBE является группа Manes (не путать с более известными Manes из Тронхейма), главным участником которой был гитарист/вокалист Юсаф «Викотник» Парвес. Manes просуществовали около года, с 1993-го по 1994-й, записав небольшое количество демо-материала. Уже там наблюдалась неспешность, которая станет фишкой VBE. В 94-м, после смены названия на Ved Buens Ende, в составе остался только Викотник. Вскоре присоединились вокалист/ударник Карл-Михаэль Эйде и басист Сколл. В разное время участники состава отметятся во многих именитых формациях экстремальной и экспериментальной сцен Норвегии, от Dødheimsgard и Virus до Ulver и Arcturus.

Обложка демо-записи «Those Who Caress the Pale»
Обложка демо-записи «Those Who Caress the Pale»

В 94-м Ved Buens Ende выпустили демо «Those Who Caress the Pale», которое привлекает внимание самобытным звучанием, медленным и психоделическим, с обилием чистого вокала Эйде, эфирного и глубокого. Год спустя состоялся релиз «Written in Waters», единственного на данный момент полноформатного альбома VBE. Там группа наконец раскрыла весь потенциал. В своё время «Written in Waters» был настоящим прорывом. Среди основных музыкальных влияний для участников VBE, помимо блэк-метала, следует назвать джаз и прогрессивный/психоделический рок. Группа будто бы попыталась пропустить всё это через призму блэка. В результате «Written in Waters» отличается обилием размеренных диссонансных мелодий, создающих галлюциногенную атмосферу, не характерную для основных блэк-метал работ начала и середины 90-х.

Обложка «Written in Waters»
Обложка «Written in Waters»

Чернушной агрессии на флегматичном «Written in Waters» не очень много, если сравнивать с классикой норвежского блэка, типа Burzum или Darkthrone. Диссонансные мелодии электрогитары одурманивают. Чистый вокал превалирует над скримингом, он исполнен в отрешённой манере, прекрасно сочетающейся с инструментальными партиями. Ударка и бас не заурядны. Элементы блэка эпизодические, и они присутствуют не на всех композициях. Так что не удивляйтесь, если «Written in Waters» будет восприниматься не как блэк, а как дум-метал с влиянием блэка и прогрессив-рока, что обусловлено медленностью и плавностью материала, создающими сюрреалистическую атмосферу. В виду неслыханных в своё время нововведений альбом по праву считается авангардным.

Блэк-метал окончательно «просыпается» примерно к середине альбома, в кульминации «Den Saakaldte». Там присутствуют все основные компоненты: скриминг, плотные тремоло, бласт-битная ритм-секция. До этого поистине чернушный пассаж наблюдается только на «You, That May Wither», но там блэковый инструментал сочетается с чистыми распевами, и это, к слову, один из интереснейших отрезков творения. Так или иначе, на «Written in Waters» не найдётся композиции, где блэк в привычном понимании превалировал бы. Ближе к завершению опуса имеется созерцательная «Autumn Leaves» с партиями женского вокала, а в качестве аутро подобрана психоделическая эмбиент-композиция «To Swarm Deserted Away».

Ved Buens Ende в наше время
Ved Buens Ende в наше время

Несмотря на всё это, справедливо заметить, что авангардность имеет срок, и со временем многие исполнители, черпавшие вдохновение из музыки VBE, превзошли в плане нестандартности вдохновителя. Влияние Ved Buens Ende распространилось на бесчисленное количество групп и проектов, от Blut Aus Nord и Leviathan до Deathspell Omega и Den Saakaldte. Таким образом, VBE напрямую повлияли на зарождение ныне популярного диссонансного блэк-метала, хоть в рамках оного направления со времён прорыва Blut Aus Nord и Deathspell Omega принято играть в более агрессивной, напористой и хаотической манере.

Интересно, что, несмотря на свой культовый статус, Ved Buens Ende с момента выхода «Written in Waters» не выпускали ничего нового. С тех пор участники группы заняты под другими вывесками. VBE дважды распадался и воссоединялся, сохраняя активный статус по сей день, пускай по-прежнему без вестей по поводу нового материала. Достаточно близкими по форме и духу к «Written in Waters» можно назвать работы Virus (экспериментальной рок-группы под предводительством Эйде), а также альбом Dødheimsgard «A Umbra Omega». От самих Ved Buens Ende остаётся лишь ждать новостей.

Статьи о смежных исполнителях:

Dødheimsgard

Dold Vorde Ens Navn

Ulver

#black metal #avant-garde metal #progressive metal #метал музыка #рок #музыка #музыкальные альбомы #обзоры