Найти в Дзене
Препод из Перми

О групповых формах работы во время занятий ("обратное тестирование")

Совместная работа студентов во время занятий - вещь крайне полезная и активно используемая. Дать возможность студентам работать самостоятельно, общаться именно друг с другом на учебные/научные темы представляется мне очень важным.

Оторвать некоторых студентов от смартфона/планшета во время занятия крайне непросто. Сделать так, чтобы они использовали эти предметы с пользой - это другой вопрос. Приведу сегодня одну из форм работы, которую я применял во время своих занятий семинарского и практического характера. Отклик от студентов был исключительно положительный)

Пример вопросов, представленных в задании "Обратное тестирование" на предмете "Экономическая, социальная и политическая география"
Пример вопросов, представленных в задании "Обратное тестирование" на предмете "Экономическая, социальная и политическая география"

Я не большой любитель тестов: считаю их зачастую самым простым и при этом неоптимальным способом проверки знаний. Другое дело - тестирование обратное. В этом типе задания группе студентов предлагается бланк из 25-30 пунктов. К каждому заданию прилагается заранее подготовленные четыре варианта ответов. А вот самих вопросов в тесте нет. Задача группы - самостоятельно разработать такие вопросы, чтобы один из предложенных вариантов подходил в качестве верного ответа. Чем такое задание полезно?

1) Студенты самостоятельно работают с разного рода словарями, чтобы предельно чётко понимать разницу в общенаучных терминах. Различать "цель", "предмет" и "объект" им подчас довольно трудно. А вот если самим сделать задания, работая с первоисточниками, то запоминание идёт гораздо лучше.

2) Каждый из студентов может найти свои сильные стороны и подготовить те задания, которые ему кажутся самыми простыми. Вообще наблюдать со стороны за процессом самоорганизации внутри каждой группы крайне занятно. Где-то сразу предлагают демократическим путём делать всё поровну, а где-то "лидер-тиран", прекрасно разбирающийся в предмете, широкими жестами выдаёт каждому тот перечень вопросов, который считает нужным)

3) Перечень вопросов подразумевает широкое применение разных источников. Я не против, чтобы пара вопросов были с юмором или относились к теме вскользь. В примере, который я привёл в этой статье, на вопрос 4 одна группа написала вопрос: "Марка мотоцикла, выпускаемого на Ирбитском мотоциклетном заводе". Подходит ли один из ответов? Ну, получается да, поэтому снижать баллы я не стал. Надо же поддерживать творческую жилку в студентах)

Ещё один пример подобного задания. Помимо непосредственно разработки вопросов одна из групп пошла в жаркую дискуссию на тему "либерализма". Некоторым студентам только повод дай про политику поговорить)
Ещё один пример подобного задания. Помимо непосредственно разработки вопросов одна из групп пошла в жаркую дискуссию на тему "либерализма". Некоторым студентам только повод дай про политику поговорить)

Мне "обратное тестирование" как форма проверки очень нравится. Она позволяет комплексно оценить работу в группе, умение самоорганизовываться, искать нужную информацию и проявлять свои интеллектуальные и творческие навыки. Может быть, и вам пригодится.