Найти тему
Русский сталкер

Боярская месть: почему монархи на Руси не могли жениться по любви

К.Е. Маковский «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», 1886, Открытые источники, национальное достояние
К.Е. Маковский «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», 1886, Открытые источники, национальное достояние

В советские годы в стране была популярна песня Аллы Пугачевой, где утверждалось, что жениться по любви не может ни один король. Действительно, в Европе, как правило, практиковались династические браки. В России же в средние века все обстояло иначе. Невесту себе выбирал сам монарх из нескольких сотен претенденток, вот только если несчастная оказывалась неугодна боярам ее вне зависимости от любви царя, ждала смерть или монастырь.

Восточные традиции

О том, как выбирали себе жен Московские Великие князья, достоверной исторической информации практически не сохранилось. Скорее всего, на Руси, как и во всем мире, практиковались династические браки, заключавшиеся из политических соображений. Взаимные чувства у молодых появлялись позже, а иногда и не возникали вовсе. Нередко под венец шли родственники, что с точки зрения генетики и продолжения династии являлось не самой лучшей практикой. Все изменилось в XVI веке, когда Иван IIIпривез в Великое Московское княжество свою вторую жену Софью Палеолог, родственницу Византийского императора. Совершенно логично, что будущая Великая княгиня привезла на Русь традиции своей родины. В частности появились новые правила подбора невесты для государя. Дело в том, что императоры Византии, считали себя наместниками бога на Земле, и практически не заключали династических, а тем более родственных браков. В какой-то мере они проводили селекционную политику для появления лучшего потомства у своих детей. Начиная с VIII века, в Византии практиковался выбор себе жены императором из самых красивых девушек империи, похожий на современный конкурс красоты. Совершенно логично, что правители Византии желали видеть рядом с собой на троне здоровую, красивую и образованную молодую девушку. Для реализации этой задачи придворные поступали так, как это описано в известной сказке о Золушке. По всей стране разъезжались специальные люди, которые выбирали красивых и умных девушек, а затем прикладывали специальную мерку к их стопе. В то время считалось, что девушка должна иметь определенный размер ноги, чтобы быть признанной красивой. Заем отобранных красавиц свозили в императорский дворец, где сам правитель в ходе смотрин, проходящих по определенному сценарию, самостоятельно выбирал себе супругу. Именно эту интересную традицию и привезла на Русь Софья Палеолог, а первым московским правителем, выбиравшим себе таким увлекательным образом жену, оказался ее сын – Василий III.

Византийские смотрины на русский манер

Перед браком Великого князя по всей стране было разослано предписание, что во всех концах княжества бояре, купцы и богатые посадские люди, имеющие дочерей определенного возраста и благолепной внешности, должны ехать к специальным наместникам Великого князя на смотрины. Утаивших дочерей родителей согласно княжескому указу ждала опала и лютая казнь. При этом, до того момента, как девушка представала перед царем она должна была пройти строгий кастинг у бояр. Придворные опасались, как бы рядом с правителем не оказалась болезненная не способная родить потомство или слишком своенравная и самостоятельная особа. Таким образом, ни одна не угодная боярской думе претендентка до очей правителя добраться не имела возможности. По каким же критериям оценивали будущую жену Великого князя? По данным историков в первую очередь смотрели на здоровье и внешние данные девушки. Это должна была быть высокая, красивая женщина с большим количеством братьев и сестер. Последнее обстоятельство имело свое объяснение. С одной стороны большая семья свидетельствовала о плодовитости будущей Великой княжны и возможности родить здорового наследника. С другой стороны братья и сестры при неподобающем поведении девушки на троне могли стать заложниками и предметом борского шантажа. После отбора из нескольких сотен претенденток, обычно десять «финалисток» приводили к Великому князю, а позднее царю. Здесь уж самодержец сам по своим личным пристрастиям выбирал себе супругу. В частности для Василия IIIпервым испытавшего на себе все прелести византийской традиции введенной его матерью было отобрано пятьсот невест. Среди кандидаток в жены Великого князя были как представительницы знатных борских родов, так и простолюдинки, но с невероятно красивой внешностью. После первого этапа отбора было отсеяно двести девушек. В ходе второго тура осталось сто красавиц, из которых бояре отобрали лучшую десятку, представив финалисток Василию III. Великий князь остался доволен, выбрав себе в жены боярскую дочь Соломонию Сабурову.

Иван Грозный: кастинг нон-стоп

После восшествия на престол Иван Грозный по примеру своего отца Василия III, также решил провести кастинг невест. Как и в случае с родителем для молодого царя отобрали сотню красавиц, из которых монарх выбрал Анастасию Захарьину-Юрьеву. Девушке к моменту замужества исполнилось 17 лет. Анастасия была невелика ростом, но красива лицом, умна и невероятно обаятельна. Кроме того природа наградила царскую невесту спокойным и приветливым характером. Жена одна умела гасить вспышки гнева своего супруга и хорошо с ним ладила. В данном случае, можно сказать, что Ивану Грозному повезло заключить брак по любви. Пара родила шесть детей, из которых выжили двое – царевичи Иван и Федор. Казалось бы, живи и радуйся. Но, царица была не родовита и властолюбива. Живя душа в душу с царем, Анастасия Захарьина-Юрьева игнорировала и постоянно конфликтовала с ближайшими советниками царя: окольничим Алексеем Адашевым и протопопом Сильвестром. Разумеется, имея на царя влияние в спальне, умная женщина умело управляла и его отношением к окружающим. Однако во дворце такие вещи не прощают и спустя 13 лет брака в возрасте 30 лет и полном расцвете своих сил женщина летом 1560-го года неожиданно умерла. Царь был в гневе, утверждая, что страстно любимую им супругу отравили. Бояре попытались убедить царя в обратном, но тот не поверил. Кстати, говоря, правильно сделал. Последние исследования ученых подтвердили, что Анастасию, действительно, отравили мышьяком. Именно с этого момента, как утверждают историки царь озлобился, превратившись в того самого Ивана Грозного жестокого и бессердечного монарха. Впрочем, после потери любимой женщины его можно понять. При этом самое интересное заключается в том, что на этот кастинги невест Ивана Грозного не закончились. При выборе своей третьей жены царь решил повторить византийские смотрины. На этот раз было подготовлено более 2000 девушек. Из них бояре, боясь повторить ошибку, показали царю 24 претендентки. Из них Иван Васильевич лично выбрал 12 финалисток, в итоге остановив свой выбор на Марфе Собакиной, происходившей из небогатых коломенских бояр. Начали готовить свадьбу. Однако незадолго до венчания невеста заболела. Бояре попытались отговорить Ивана Грозного от брака, но царь прельщенный красотой будущей жены настоял на свадьбе, состоявшейся 28 октября 1571 года. К сожалению, через две недели молодая жена умерла. Говорили, что ее также отравили. Царь был в бешенстве, тут же назло боярам, отговаривавших его от брака на Марфе Собакиной, монарх женился на Анне Котловской, которая заняла на кастинге невест второе место. Царю к этому моменту исполнился 41 год, тогда как молодой жене было всего 16, практически ребенок. Не удивительно, что она быстро надоела Ивану Грозному и была сослана в Тихвинский Введенский монастырь.

Порченые невесты

Самое интересное, что после смены правящей династии порядки в выборе невест, как и козни бояр, остались прежними. В 1647 году Алексей Михайлович Романов задумал жениться и по традиции провел смотрины невест. Первоначально в отборе участвовало 200 девушек, из которых до финала дошло шестеро. Царь выбрал себе в жены Ефимью Всеволжскую. Очаровательную избранницу поместили в половину царицы и начали готовить к свадьбе. Вот только бояре за что-то невзлюбили Ефимью, решив между собой не допустить не угодного им брака. По их приказу сенные девушки, одевая будущую царицу, слишком сильно перетянули ей волосы, отчего несчастная упала в обморок на глазах будущего мужа. Бояре только этого и ждали. Было объявлено, что женщина страдает падучей болезнью и не может родить царю достойное потомство. Семью Ефимьи обвинили в сокрытии данной государственной информации и сослали в Тюмень. Царь был очень расстроен, но поделать ничего не мог. Вообще необходимо отметить, что невозможность родить царю здорового ребенка на Руси считалось серьезной причиной для расстройства свадьбы. Примечательно, что история, приключившаяся с Алексеем Михайловичем, до этого произошла и с его отцом Михаилом Федоровичем Романовым. Он также в 1616 год провел кастинг невест, выбрав себе в супруги Марию Хлопову. Данным решением царь разозлил бояр Салтыковых, прочивших ему в жены свою родственницу. В качестве мести Салтыковы выждали момент, когда Мария чем-то отравилась и на боярской Думе заявили, что девушка бесплодна и к «государевой радости не прочна». Свадьба расстроилась, а бедную Марию с ее родственниками сослали в Тобольск. При этом Михаил Федорович, всем сердцем полюбивший несостоявшуюся жену, неоднократно справлялся о ее здоровье, надеясь все же отвести красавицу под венец. Увы, его планам не суждено было осуществиться. Примечательно, что кастинги невест и козни бояр, против выбранных царями претенденток закончились лишь с приходом к власти Петра I, после которого российские императоры женились исходя из политической целесообразности и в основном на иностранках.