Российский мини-сериал «Охотник» с Евгением Цыгановым в главной роли вышел еще в 2006 году, но, как мне кажется, актуальности не потерял, и пересматривать его до сих пор интересно. Причем даже несмотря на то, что сериал детективный, то есть, один раз посмотрев, развязку уже знаешь. Просто снято очень интересно и необычно, сюжет не только динамичный, но и довольно философский, а актеры, включая исполнителей двух других главных ролей Сергея Никоненко и Елены Пановой, играют так, что не оторваться.
Жанр сериала не скрывает лейтмотив сюжета – это вполне откровенный поиск виновника преступления, установление источника зла. На то, что этот поиск будет совсем не простым, указывает завязка – охотника Владимира из Древней Руси обвиняют в убийстве девушки и уже было собираются казнить, как вдруг он исчезает прямо с лобного места и переносится в современную Москву. Здесь его задача – раскрыть преступление, и только тогда он может вернуться обратно (хотя, казалось бы, зачем). Нам показывают несколько итераций переноса и возвращения, в ходе которых раскрываются четыре детективные истории.
Охотника, как мы понимаем почти сразу, обвиняют огульно, в убийстве девушки он не виноват, чему и призывает свидетельствовать высшие силы, крича на костре «Позовите волхвов! Нет на мне вины лиходейской!». Собственное, именно поэтому высшие силы его и назначили в современные детективы – призвать его из глубины веков может только несправедливо обвиненный, а задача Охотника – во что бы то ни стало докопаться до истины и закрыть, таким образом, свой собственный гештальт с возведенной на него напраслиной.
С помощью местного владельца зоомагазина Михаила Ильича и журналистки Ирины Владимир довольно бодро принимается за расследование, используя не только свое нестандартное для XXI века мышление, но и охотничьи навыки вроде умения читать следы. Первое дело раскрывается относительно легко, и невинно осужденная получает шанс на пересмотр дела.
Но затем детективные истории раз от раза становятся все более сложными, демонстрируя и Охотнику, и зрителям сериала, что подлинным виновником преступления может быть совсем не тот, кто своими руками совершил душегубство, а первопричиной агрессии может быть вообще другое, скрытое от глаз общественности преступление. А иногда человек может быть абсолютно полностью убежден в своей невиновности, но быть на самом деле виновным. На фоне всего этого как-то совершенно не удивляет и тот факт, что подлинным виновником может быть и вообще сам обвинитель.
Сериал хорошо показывает ту самую разницу между тем, чтобы назначить виноватого, и тем, чтобы найти подлинного виновника. А также очень хорошо демонстрирует невероятную изобретательность агрессора в стремлении скрыть свою причастность к злодеянию и переложить собственную вину и ответственность на другого. На самом деле, существует не так уж много людей, способных с чистой совестью крикнуть «нет на мне вины лиходейской» - у большинства из нас на дне души скрываются страшные секреты, и кто знает, к чему они в итоге могут привести.