Я дважды побывала на выставке "Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых" в ГМИИ им. А. С. Пушкина. С мужем и тремя детьми. И мы все в восторге! Возможно, сходим и в третий раз. Очень рекомендую посетить эту выставку, если есть возможность. Она проходит в Москве до 30 октября, а затем отправится в Санкт-Петербург. На ней представлены безусловные шедевры. Обо всех полотнах в одном посте не расскажешь, поэтому я собираюсь сделать серию публикаций с тематическими подборками. Начнём с натюрмортов.
1. Поль Сезанн "Натюрморт с драпировкой", 1894. Тематика натюрморта проста и приближена к академическим натюрмортам. Здесь изображены самые простые предметы - драпировки, тарелки, молочник, фрукты. Но стол на этом натюрморте кажется нам выпуклым и приподнятым за один край. Здесь нет единой перспективы. Поль Сезанн осознанно отходит от привычного академического натюрморта и пишет предметы под разными углами зрения - в анфас, сверху и наискосок (позже из этого видения разовьётся кубизм). Благодаря взгляду художника с разных сторон создаётся ощущение подвижности и живости предметов, но в то же время они остаются устойчивыми. А баланс красок и форм придаёт полотну гармонию.
2. Поль Сезанн "Персики и груши", 1895. Ещё один натюрморт с необычным взглядом на предметы. Здесь динамики удалось добиться за счёт использования обратной перспективы (далёкие предметы кажутся более крупными), неровному расположению предметов и линии между стеной и полом, которая задаёт направление для нашего взгляда. Сезанн старался уйти от стереотипного мышления, изображая предметы в разных плоскостях. В результате таких поисков в его картинах, несмотря на простоту сюжета, есть особенный драматизм. Казалось бы, какая драма может быть между кувшином и персиками? Но у Сезанна получилось выразить взаимоотношения между ними как напряжённые.
Музеи стараются поделиться искусством со всеми. В Пушкинском музее можно встретить тактильные копии нескольких картин для незрячих и слабовидящих посетителей.
3. Анри Матисс "Бутылка схидама", 1896. Натюрморт написан во время учёбы Анри Матисса в Школе декоративных искусств. Он выполнен в строгих традициях старых мастеров, которые он осваивал под руководством своего учителя Гюстава Моро.
4. Анри Матисс "Синий горшок и лимон", 1896. Ещё один учебный натюрморт Анри Матисса. Ему всего 27 лет, но уже видно, что приоритетом для него является цвет. Эффект света достигается использованием красочной гаммы, а тени от предметов написаны раздельным мазком импрессионистов.
5. Поль Гоген "Натюрморт с попугаями", 1902. На картинах Поля Гогена мы почти всегда видим экзотические сюжеты, и этот натюрморт не стал исключением. Мёртвые птицы, сорванные цветы, фляжка из сушёной тыквы - всё это символизирует недолговечность пребывания человека на земле. Но яркие краски и сочные мазки выражают позитивное отношение к смерти, которое трудно понять европейцам. На заднем плане мы видим статуэтку богини Хины, связанной с лунными циклами. Всё в этом мире циклично.
6. Анри Матисс "Букет (Ваза с двумя ручками)", 1907. Матисс завершил образование и стал лидером художников-фовистов, получив скандальную славу. Фовизм - это направление, которому свойственны резкие, энергичные краски, которые эмоционально воздействуют на зрителей. Реальность выглядит блёклой тенью такой живописи.
7. Анри Матисс "Фрукты, цветы и панно Танец", 1909. А здесь мы можем видеть пример интертекста. Анри Матисс даёт отсылку к другой своей картине - "Танец".
8. Анри Матисс "Фрукты и бронза", 1909. Матисс упрощает формы, отказывается от объёмов, уничтожает трёхмерное пространство. Матиссу достаточно пиний, чистого цвета и композиционного ритма. Полотно выглядит очень декоративно, напоминает средневековый витраж.
9. Андре Дерен "Стол и стулья", 1912. Дерен - один из первых фовистов наравне с Матиссом. Но этой работой он будто прощается с фовизмом и приветствует кубизм. Натюрморт уже не такой плоский, как у фовистов. Цветовая гамма более сдержанная, но насыщенная. Подчёркнута геометричность форм. Предметы, как и у Сезанна, мы видим с разных сторон. Картина создаёт мрачноватое впечатление, что свойственно ранним кубистам.
10. А. В. Куприн "Натюрморт с синим подносом", 1914. Куприн был ярким представителем объединения художников "Бубновый валет". Большинство бубновалетовцев учились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, но были отчислены за бунтарство. Они отрицали академические каноны и искали новые пути в живописи. Философичности и зрелости они противопоставляли свою жизненную энергию и кипящую кровь.
В этом натюрморте мы можем увидеть динамику, похожую на ту, которую мы уже видели у Поля Сезанна (см. натюрморты 1 и 2 в этой статье). Полотно экспрессивное, напряжённо-угловатое и всё в кубистических изломах. А тона исконно-русские, да традиционной жестяной поднос так мог написать только художник с русской душой.
#выставка #натюрморт #натюрморты #пушкинскиймузей #художники #картины #картиныхудожников