Найти тему
Алассея

10 натюрмортов с главной выставки 2022 года

Я дважды побывала на выставке "Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых" в ГМИИ им. А. С. Пушкина. С мужем и тремя детьми. И мы все в восторге! Возможно, сходим и в третий раз. Очень рекомендую посетить эту выставку, если есть возможность. Она проходит в Москве до 30 октября, а затем отправится в Санкт-Петербург. На ней представлены безусловные шедевры. Обо всех полотнах в одном посте не расскажешь, поэтому я собираюсь сделать серию публикаций с тематическими подборками. Начнём с натюрмортов.

Поль Сезанн "Натюрморт с драпировкой", 1894
Поль Сезанн "Натюрморт с драпировкой", 1894

1. Поль Сезанн "Натюрморт с драпировкой", 1894. Тематика натюрморта проста и приближена к академическим натюрмортам. Здесь изображены самые простые предметы - драпировки, тарелки, молочник, фрукты. Но стол на этом натюрморте кажется нам выпуклым и приподнятым за один край. Здесь нет единой перспективы. Поль Сезанн осознанно отходит от привычного академического натюрморта и пишет предметы под разными углами зрения - в анфас, сверху и наискосок (позже из этого видения разовьётся кубизм). Благодаря взгляду художника с разных сторон создаётся ощущение подвижности и живости предметов, но в то же время они остаются устойчивыми. А баланс красок и форм придаёт полотну гармонию.

Поль Сезанн "Персики и груши", 1895
Поль Сезанн "Персики и груши", 1895

2. Поль Сезанн "Персики и груши", 1895. Ещё один натюрморт с необычным взглядом на предметы. Здесь динамики удалось добиться за счёт использования обратной перспективы (далёкие предметы кажутся более крупными), неровному расположению предметов и линии между стеной и полом, которая задаёт направление для нашего взгляда. Сезанн старался уйти от стереотипного мышления, изображая предметы в разных плоскостях. В результате таких поисков в его картинах, несмотря на простоту сюжета, есть особенный драматизм. Казалось бы, какая драма может быть между кувшином и персиками? Но у Сезанна получилось выразить взаимоотношения между ними как напряжённые.

Рельефная модель картины Поля Сезанна для незрячих
Рельефная модель картины Поля Сезанна для незрячих

Музеи стараются поделиться искусством со всеми. В Пушкинском музее можно встретить тактильные копии нескольких картин для незрячих и слабовидящих посетителей.

Анри Матисс "Бутылка схидама", 1896
Анри Матисс "Бутылка схидама", 1896

3. Анри Матисс "Бутылка схидама", 1896. Натюрморт написан во время учёбы Анри Матисса в Школе декоративных искусств. Он выполнен в строгих традициях старых мастеров, которые он осваивал под руководством своего учителя Гюстава Моро.

-5

4. Анри Матисс "Синий горшок и лимон", 1896. Ещё один учебный натюрморт Анри Матисса. Ему всего 27 лет, но уже видно, что приоритетом для него является цвет. Эффект света достигается использованием красочной гаммы, а тени от предметов написаны раздельным мазком импрессионистов.

Поль Гоген "Натюрморт с попугаями", 1902
Поль Гоген "Натюрморт с попугаями", 1902

5. Поль Гоген "Натюрморт с попугаями", 1902. На картинах Поля Гогена мы почти всегда видим экзотические сюжеты, и этот натюрморт не стал исключением. Мёртвые птицы, сорванные цветы, фляжка из сушёной тыквы - всё это символизирует недолговечность пребывания человека на земле. Но яркие краски и сочные мазки выражают позитивное отношение к смерти, которое трудно понять европейцам. На заднем плане мы видим статуэтку богини Хины, связанной с лунными циклами. Всё в этом мире циклично.

Анри Матисс "Букет", 1907.
Анри Матисс "Букет", 1907.

6. Анри Матисс "Букет (Ваза с двумя ручками)", 1907. Матисс завершил образование и стал лидером художников-фовистов, получив скандальную славу. Фовизм - это направление, которому свойственны резкие, энергичные краски, которые эмоционально воздействуют на зрителей. Реальность выглядит блёклой тенью такой живописи.

Анри Матисс "Фрукты, цветы, панно Танец", 1909
Анри Матисс "Фрукты, цветы, панно Танец", 1909

7. Анри Матисс "Фрукты, цветы и панно Танец", 1909. А здесь мы можем видеть пример интертекста. Анри Матисс даёт отсылку к другой своей картине - "Танец".

Анри Матисс "Фрукты и бронза", 1909
Анри Матисс "Фрукты и бронза", 1909

8. Анри Матисс "Фрукты и бронза", 1909. Матисс упрощает формы, отказывается от объёмов, уничтожает трёхмерное пространство. Матиссу достаточно пиний, чистого цвета и композиционного ритма. Полотно выглядит очень декоративно, напоминает средневековый витраж.

Андре Дерен "Стол и стулья", 1912
Андре Дерен "Стол и стулья", 1912

9. Андре Дерен "Стол и стулья", 1912. Дерен - один из первых фовистов наравне с Матиссом. Но этой работой он будто прощается с фовизмом и приветствует кубизм. Натюрморт уже не такой плоский, как у фовистов. Цветовая гамма более сдержанная, но насыщенная. Подчёркнута геометричность форм. Предметы, как и у Сезанна, мы видим с разных сторон. Картина создаёт мрачноватое впечатление, что свойственно ранним кубистам.

А. В. Куприн "Натюрморт с синим подносом", 1914
А. В. Куприн "Натюрморт с синим подносом", 1914

10. А. В. Куприн "Натюрморт с синим подносом", 1914. Куприн был ярким представителем объединения художников "Бубновый валет". Большинство бубновалетовцев учились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, но были отчислены за бунтарство. Они отрицали академические каноны и искали новые пути в живописи. Философичности и зрелости они противопоставляли свою жизненную энергию и кипящую кровь.

В этом натюрморте мы можем увидеть динамику, похожую на ту, которую мы уже видели у Поля Сезанна (см. натюрморты 1 и 2 в этой статье). Полотно экспрессивное, напряжённо-угловатое и всё в кубистических изломах. А тона исконно-русские, да традиционной жестяной поднос так мог написать только художник с русской душой.

#выставка #натюрморт #натюрморты #пушкинскиймузей #художники #картины #картиныхудожников