Найти в Дзене
Пойдем в кино

Нет значит…

Оглавление

Вчера, когда нервная система подарила мне преддорожную тревожность и как следствие бессонницу, я, чтоб не терять времени, посмотрела новый сериал от Киона «Обоюдное согласие». 

И прошел бы этот просмотр неотмеченным, как множество других за последние полгода, если бы мне неожиданно не понравилось. Итак, в стиле Игоря Николаева, даю вам пять причин посмотреть (или нет) этот сериал.

Постер к сериалу
Постер к сериалу

Первая причина - это ты. 

Сняла «Обоюдное согласие» Валерия Гай Германика личность одиозная и когда-то заметная в медиапространстве. С Валерией постоянно происходили какие-то метаморфозы, но своему неформальному нутру она осталась верна. «Школу» и «Все умрут, а я останусь» я всегда воспринимала прохладно, а вот зрелые работы Леры мне нравятся. Помню в позапрошлой жизни (2019 году) я высоко отметила «Мысленного волка», только поругала за неоконченность, в «Обоюдном согласии» же Валерия и её команда сценаристов во главе с Настей Пальчиковой все сюжетные арки завершили, все линии закрыли, и, что лично для меня всегда ценно в мини-сериалах, не оставили ни одного захода на второй сезон. 

Сейчас (по внутрицеховым сведениям) Валерия ищет новый материал для следующей работы. Надеюсь, она будет и дальше демонстрировать рост. И, возможно, разлюбит голландский угол. 

А вторая - все твои мечты.

Только посмотрев первую серию «Обоюдного согласия», я поняла какая моя настоящая мечта. Пресс как у Анны Снаткиной. Навсегда. 

Если серьезно, второй пункт будет про каст, о котором можно было только мечтать. Вот, что получается у Германики, так это работать с актерами. Как она это делает я не знаю, может она психолог от Бога (зачем тут эта шутка?), может идеально ставит задачу, но в её кадре умудряется органично существовать даже Алла Михеева. Да, я это написала. 

Германика собрала какую-то мозаику из позабытых, непризнанных, типажных актеров и все сработали идеально. 

Например, Андрей Козлов из ЧГК, могли ли вы вообразить его актером? Да ещё и на одной из ведущих ролей? Я не могла, а Германика смогла. Козлов, при столкновении с актерской задачей, испытывает на экране неподдельную неловкость, но этот зажим режиссер использует фильму во благо и превращает в деталь достоверности. 

Списанная, как казалось, после череды НТВ-шных скандалов Маша Голубкина здесь оказывается просто великолепна. Видна работа профессионала и отчаянное бесстрашие. Маша не стесняется показать голую попу в кадр, натянуть колготки посреди серьезного диалога, воплотить на экране неоднозначный образ женщины следака страждущей то ли корыстного повышения, то ли возмездия любовнику, то ли справедливости. 

Кадр из сериала
Кадр из сериала

Даже Анастасии Стоцкой нашлось место в этой истории. По-моему, это невообразимо. 

В центре же история учительницы Ани в исполнении Светланы Ивановой. И играет она отлично, но (как мне жаль, что есть это но).

Не поймите меня неправильно, мне нравится артистка Иванова. И мне совсем не хочется прослыть эйджисткой (я - женщина 32х лет, которая учится на очном дневном отделении среди вчерашних выпускников школ). Но главная героиня, согласно сценарию, значительно моложе актрисы. И это заметно. И подруги Ани, в исполнении все той же мускулистой Снаткиной и летающей Михеевой тоже не смахивают на девчонок 92 года рождения (ведь это еще девчонки, да?). Но условность эту простить можно. Играют же они все хорошо. 

Третья - это все твои слова.

В сериале мата много. На нем порой говорят. Это, судя по всему, та же деталь достоверности. 

Немного германовская (у Германа гиперреализм, у Германики просто реализм) манера подачи реплик впроброс создает ощущение шума улицы, реалистичности разговора, заболтанности пространства. Иногда реплику не слышно, а если там запикан мат (я смотрела цензурированную версию), то смысл фразы вовсе можно не уловить. Тем не менее, нам ли с вами не знать, что слово в драматургии - ничто, действие - всё. 

А действий тут много. 

Четвертая причина - это ложь.

Мы входим в историю вместе с героиней, и по привычке сопереживаем ей. С каждой серией мы узнаем больше и больше о ней, и наше отношение начинает качаться как яхта на волнах. 

В фильме есть выраженная детективная линия, которую мы разгадываем вместе со следователями, начиная все больше сомневаться в честности героини. 

Финальный твист разгадывается к 5 серии, что не плохо, но и не великолепно. Хотелось бы еще потомиться, серии тут длинные по 55 минут. 

Мне нравится, что сценаристы и режиссер не дают однозначных ответов, как было в том же нашумевшем «Утреннем шоу». Нас не кормят готовой моралью, скорее мягко подталкивают к гуманистической дилемме в стиле блица Екатерины Гордеевой «Справедливость или милосердие?». И в зависимости оттого какое впечатление у вас оставит финал, вы и сделаете свой выбор. 

Но всё-таки понять куда кренит этот корабль можно. Потому можно и обвинить фильм в оправдании как насилия, так и полицейского подлога. А можно сказать, что в этом фильме «всё как в жизни». Мне нравится, что каждому герою дана личная мотивировка, отчего история смотрится глубже многих других современных российских кинопродуктов. Если прикрыть глаза на не-все-так-однозначность истории, то вообще хорошо. Но я, конечно, так не умею. 

Кадр из сериала
Кадр из сериала

Пятая причина - это боль.

Настоящая гнойная рана на теле нашего общества - больная и незаживающая - отношение к жертвам насилия. Мы, сопровождая Аню, столкнемся со всеми унизительными стереотипами от «сама виновата» до «вымогает деньги». Освещены все темы, о которых нас заставляют молчать, не зря на плакате сериала главной героине закрывают рот рукой. Стыд, остракизм, общественное порицание, давление полиции на жертву, угрозы близким, физическое насилие – весь этот ужас это то, что придется пережить жертве уже после свершившегося преступления. 

Добавлено даже немного западной повестки о том, что у такого рода преступлений нет срока давности. 

Немного лобово, но всё-таки показано, как пережитое насилие оказывает влияние на последующую жизнь жертвы. Кто-то справляется, кто-то ломается, а кто-то выбирает худший из вариантов устранения боли. 

В любом случае, первый шаг к решению проблемы – признание, что она существует. Такое, своего рода психотерапевтическое «проговаривание» в медиапространстве, поможет снимать табу с болезненных тем, в стране, моей родной и любимой, где фонд «Насилию.НЕТ» признали инородным элементом иностранным агентом.