Прошло более десяти лет с тех пор, как долгожданный Тайбэйский центр исполнительских искусств открылся для публики в столице Тайваня на прошлой неделе. После нескольких лет задержек со строительством и споров по поводу бюджета, который вырос до 6,7 миллиарда новых тайваньских долларов (223 миллиона долларов), внимание, наконец, может переключиться на десятки постановок, которые будут поставлены этой осенью, и на место, которое радикально переосмысливает работу театров.
Поразительный дизайн здания включает в себя три пространства для выступлений, которые резко выступают из его кубического центра. Асимметричный Большой театр, рассчитанный на 1500 мест, на сегодняшний день является самым большим. И все же именно небольшой театр "Глобус" на 800 мест - сферический серебристый зрительный зал, облицованный гофрированным стеклом, - является самой отличительной особенностью достопримечательности. Голландская фирма, стоящая за проектом, Office for Metropolitan Architecture (OMA), сравнила его с "планетой, пристыкованной к кубу".
Но если форма заведения одновременно загадочна и культова, то, по словам основателя и архитектора OMA Рема Колхаса, его дизайн основан на удивительно простой геометрии.
"В начале 21-го века было... очевидная обязанность делать здания все более и более странными", - сказал Рем Колхас в видеоинтервью. "В этом случае мы просто - почти математически - взяли абсолютные внешние формы каждого из компонентов, которые мы были вынуждены комбинировать... это единственное зрелище".
"Это две очень известные формы: куб и шар", - добавил архитектор Дэвид Джаноттен, управляющий партнер OMA, который начал рисовать эскизы дизайна вместе с Колхасом в 2008 году. "Но когда вы объединяете их, они создают то, чего раньше не было".
Однако то, что делает Тайбэйский Центр исполнительских искусств по-настоящему экспериментальным, кроется внутри.
Надеясь разрушить "консервативную" ортодоксальность площадок для исполнительских искусств (где каждый зрительный зал имеет свою собственную сцену, переднюю часть здания и вспомогательные функции), архитекторы предусмотрели три отдельных театра, которые "подключаются" к центральному узлу. Здесь общая закулисная зона была настроена так, чтобы обслуживать их всех. Большой театр и вторая 800-местная Синяя ложа также могут быть объединены в единое пространство для выступлений, получившее название "Супертеатр".
Эти решения были, отчасти, вопросом эффективности - объединив внутреннюю работу заведения, архитекторы сэкономили место в районе северного Тайбэя, известном своим оживленным ночным рынком. Для Джаноттена было и еще одно преимущество: поощрение взаимодействия между продюсерами, актерами, персоналом и зрителями, которые в противном случае могли бы и не пересекаться.
В обычных местах "нет никакой связи" между различными пространствами для выступлений, сказал он, добавив: "Для нас было действительно интересно иметь все эти виды энергии - посетителей, приходящих в ожидании, людей, которые творят, людей, которые выступают - все вместе.
"Начинают появляться возможности, которых обычно нет".
Генеральный директор центра Остин Ванг также считает, что гибкость аудиторий открывает новые творческие возможности для режиссеров и исполнителей. "Это такие пространства, которые не были замечены нигде на Тайване или за рубежом", - сказал он в телефонном интервью. "Итак, все зависит от воображения будущих артистов (выступающих здесь)".
Публичный жест
С момента, как OMA стали соучередителями в 1975 году Колхас руководил проектированием десятков культурных зданий по всему миру, от Национальной библиотеки Катара до театра Ди и Чарльза Уайли в Далласе, штат Техас.
Его дебют на Тайване может быть одним из самых ярких, но 77-летний актер настаивает, что "отличительной чертой" проекта является не нетрадиционная планировка и не гигантская сфера, врезающаяся в фасад, а общественные пространства, созданные вокруг места проведения.
Подняв зрительные залы центра искусств над землей на сваях, архитекторы освободили пространство под ними, пригласив на площадку пешеходов. Оттуда пешеходная дорожка, получившая название "Общественная петля", ведет посетителей - не только тех, у кого есть билеты на шоу, - на экскурсию по зданию, предлагая взглянуть на выступления и закулисные зоны через портальные окна.
"Это (здание) не только считается элитным, но и доступно для всех", - сказал Колхас, добавив, что он был воодушевлен тем, как посетители использовали это место во время его недавнего визита на Тайвань на открытие театра.
Он также выразил свое "невероятное счастье" при виде завершения строительства театра, примерно через 14 лет после того, как его фирма начала его проектирование.
Первоначально планировалось открыть семь лет назад, но проект столкнулся с рядом задержек, прежде чем полностью остановиться в 2016 году, когда предыдущий строительный подрядчик объявил о банкротстве. Потребовалось более 18 месяцев, чтобы решить все возникшие в результате "политические проблемы", сказал Ван, который подсчитал, что одно только банкротство отодвинуло сроки реализации проекта примерно на три года. И хотя неудачи начались задолго до Covid-19, пандемия еще больше усугубила ожидание.
Несмотря на свое разочарование, архитекторы заявили, что задержки дают возможность внести дальнейшие коррективы. Улучшение доступа на крышу и отделка фасада здания были одними из способов, которыми OMA могла "дополнить идею, а не ухудшить ситуацию", - объяснил Джаноттен.
Формирующийся культурный центр
По заказу городского правительства Тайбэя центр искусств будет функционировать в основном за счет государственных средств. По словам Ванга, в первый год своего существования учреждение должно генерировать только около 8% своего годового бюджета за счет продажи билетов, пожертвований и других доходов. Ожидается, что в течение следующих двух десятилетий этот вклад возрастет примерно до половины.
Это одно из нескольких крупных культурных заведений, открывшихся на Тайване за последние годы. Примерно в пяти милях к юго-востоку от театра находится недавно построенный музыкальный центр Тайбэя с концертным залом вместимостью 5000 человек. Город Гаосюн, расположенный примерно в 185 милях к югу от Тайбэя, в 2018 году принял один из крупнейших в мире центров исполнительского искусства - Национальный центр искусств Гаосюна, комплекс площадью 1,5 миллиона квадратных футов с пятью основными концертными площадками, включая оперный театр.
Эти изменения произошли отчасти благодаря щедрому государственному финансированию. Бюджет Министерства культуры вырос более чем на 50% в период с 2016 по 2019 год.
Репутация острова как места свободного художественного самовыражения в сочетании с успехом международных мероприятий, таких как Тайбэйская ярмарка современного искусства Дангдай, еще больше укрепили статус Тайваня как развивающегося культурного центра.
Ван сказал, что государственные инвестиции в искусство являются прямым результатом давней геополитической напряженности в отношениях с Китаем, который считает Тайвань частью своей суверенной территории.
"Мы всегда сравниваем (себя) с материком, который становится все больше и сильнее", - сказал он. "Итак, в этом смысле нам нравится больше инвестировать в культурную сферу, потому что это наша самая сильная конкурентная сторона".
Понравилась статья? Подпишись на нас, друг! Тебе не сложно, а для нас это будет обратной связью и стимулом стараться еще больше!😜
Псс... У нас еще есть соц.сети. Там мы рассказываем все о современных офисах.
site: www.solo.ru
@soloekb.ru