Эта статья продолжает открытый мной недавно цикл публикаций, где я пишу о судьбах художников, память о которых была вытеснена их более именитыми братьями. Первую статью вы можете прочитать здесь:
Однако же в этот раз у нас тот случай, когда братья напрямую не конкурировали: еще во время обучения в Императорской Академии художеств (где они учились вместе с Карлом) Александр Брюллов выбрал именно архитектурный класс, в нем наиболее проявил себя и в итоге стал заслуженным профессором Академии по архитектуре. Естественно, и картины он писал тоже, в основном, правда, акварелью.
Причем старший из Брюлловых, впрочем как во многом и Карл, тяготел к портретной живописи, хотя были у него и пейзажи, как например вот этот, написанный во время первой зарубежной поездки братьев, отправленных в Европу Академией художеств в 1822 году:
В Неаполе Александру поручают сделать обмерные чертежи терм в Помпеях с проектом их реставрации. Выезжал туда он вместе с братом, поэтому не исключено, что именно эти поездки в итоге и подтолкнули Карла к идее создания своего главного полотна. В результате этих исследований в Париже будет издан альбом "Термы Помпей" в 1829 году, имевший немалый успех. В этом же году Александр вернется в Россию и здесь будет удостоен звания придворного архитектора Его величества.
Именно в этом статусе он будет архитектором множества зданий в столице империи: Михайловского театра, главного здания Пулковской обсерватории, Лютеранской церкви на Невском проспекте, Штаба гвардейского корпуса на Дворцовой площади, Александринской женской больницы, Служебного корпуса мраморного дворца. Но у нас все-таки канал о живописи, поэтому вернемся к ней:
На этой акварели Александр Брюллов изобразил Василия Перовского, внебрачного сына графа Разумовского, впоследствии генерала, с которым много общался в европейской поездке, и о котором напишет "Он человек прекрасный, прямой, любит тихую жизнь и художества". В дальнейшем и его брат Карл тоже неоднократно напишет портреты храброго генерала.
А вот эту акварель, посвященную кадетам, литографировали, и в 1833 году император Николай I издал указ, по которому эти литографии были размещены во всех кадетских корпусах Петербурга. На коне сидит будущий Александр II, тот самый, что освободит крестьян, а у пушки сидит на земле его младший брат - великий князь Константин Николаевич.
В 1872 году в чине тайного советника Александр Брюллов выходит в отставку с государственной службы и пять лет спустя умирает в своем особняке (который сам и спроектировал) на Васильевском острове Петербурга, пережив своего знаменитого брата на целую четверть века. В историю он войдет прежде всего как выдающийся архитектор, и только после этого, как успешный акварелист и портретист.
Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.
#история #живопись #картины #художники #искусство #портрет #культура #русскаяживопись #искусствоведение #брюллов