Найти тему
История живописи

В тени брата: архитектор Александр Брюллов

Эта статья продолжает открытый мной недавно цикл публикаций, где я пишу о судьбах художников, память о которых была вытеснена их более именитыми братьями. Первую статью вы можете прочитать здесь:

Однако же в этот раз у нас тот случай, когда братья напрямую не конкурировали: еще во время обучения в Императорской Академии художеств (где они учились вместе с Карлом) Александр Брюллов выбрал именно архитектурный класс, в нем наиболее проявил себя и в итоге стал заслуженным профессором Академии по архитектуре. Естественно, и картины он писал тоже, в основном, правда, акварелью.

Автопортрет, А.П. Брюллов, 1830. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Автопортрет, А.П. Брюллов, 1830. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Причем старший из Брюлловых, впрочем как во многом и Карл, тяготел к портретной живописи, хотя были у него и пейзажи, как например вот этот, написанный во время первой зарубежной поездки братьев, отправленных в Европу Академией художеств в 1822 году:

В Неаполе Александру поручают сделать обмерные чертежи терм в Помпеях с проектом их реставрации. Выезжал туда он вместе с братом, поэтому не исключено, что именно эти поездки в итоге и подтолкнули Карла к идее создания своего главного полотна. В результате этих исследований в Париже будет издан альбом "Термы Помпей" в 1829 году, имевший немалый успех. В этом же году Александр вернется в Россию и здесь будет удостоен звания придворного архитектора Его величества.

Именно в этом статусе он будет архитектором множества зданий в столице империи: Михайловского театра, главного здания Пулковской обсерватории, Лютеранской церкви на Невском проспекте, Штаба гвардейского корпуса на Дворцовой площади, Александринской женской больницы, Служебного корпуса мраморного дворца. Но у нас все-таки канал о живописи, поэтому вернемся к ней:

Портрет Н.Н. Пушкиной, А.П. Брюллов, 1831. Всероссийский музей А.С, Пушкина, Санкт-Петербург. Один из самых известных портретов жены великого поэта.
Портрет Н.Н. Пушкиной, А.П. Брюллов, 1831. Всероссийский музей А.С, Пушкина, Санкт-Петербург. Один из самых известных портретов жены великого поэта.
Портрет княгини С.А. Львовой, А.П. Брюллов, 1830-е. Музей А.С. Пушкина, Москва.
Портрет княгини С.А. Львовой, А.П. Брюллов, 1830-е. Музей А.С. Пушкина, Москва.
Портрет А.Д. Баратынской, А.П. Брюллов, 1830-е. Нижегородский художественный музей.
Портрет А.Д. Баратынской, А.П. Брюллов, 1830-е. Нижегородский художественный музей.
Портрет А.И. Философова, А.П. Брюллов, ок. 1835. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Воспитатель младших сыновей Николая I - великих князей Николая и Михаила.
Портрет А.И. Философова, А.П. Брюллов, ок. 1835. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Воспитатель младших сыновей Николая I - великих князей Николая и Михаила.
"Портрет светлейшего князя А.А. Суворова", А.П. Брюллов, ок. 1835. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Здесь изображен внук великого полководца.
"Портрет светлейшего князя А.А. Суворова", А.П. Брюллов, ок. 1835. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Здесь изображен внук великого полководца.
Портрет жены А. А. Брюлловой, А.П. Брюлллов, 1830-е. Русский музей, Санкт-Петербург.
Портрет жены А. А. Брюлловой, А.П. Брюлллов, 1830-е. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Портрет детей Ф. Ф. Шуберт: Елизаветы, Софии, Александры и Федора", А.П, Брюллов, 1835. Русский музей, Санкт-Петербург. Тут изображены племянницы и племянник художника - дети сестры его супруги.
"Портрет детей Ф. Ф. Шуберт: Елизаветы, Софии, Александры и Федора", А.П, Брюллов, 1835. Русский музей, Санкт-Петербург. Тут изображены племянницы и племянник художника - дети сестры его супруги.

На этой акварели Александр Брюллов изобразил Василия Перовского, внебрачного сына графа Разумовского, впоследствии генерала, с которым много общался в европейской поездке, и о котором напишет "Он человек прекрасный, прямой, любит тихую жизнь и художества". В дальнейшем и его брат Карл тоже неоднократно напишет портреты храброго генерала.

Портрет В.А. Перовского, А.П. Брюллов, 1824. Русский музей, Санкт-Петербург. На указательном пальце левой руки виден золотой наперсток - это последствие случайного выстрела (юношеское лихачество), в результате которого фаланга пальца была оторвана, по другим свидетельствам он потерял его в Бородинском сражении.
Портрет В.А. Перовского, А.П. Брюллов, 1824. Русский музей, Санкт-Петербург. На указательном пальце левой руки виден золотой наперсток - это последствие случайного выстрела (юношеское лихачество), в результате которого фаланга пальца была оторвана, по другим свидетельствам он потерял его в Бородинском сражении.

А вот эту акварель, посвященную кадетам, литографировали, и в 1833 году император Николай I издал указ, по которому эти литографии были размещены во всех кадетских корпусах Петербурга. На коне сидит будущий Александр II, тот самый, что освободит крестьян, а у пушки сидит на земле его младший брат - великий князь Константин Николаевич.

"Наследник цесаревич Александр Николаевич с кадетами на берегу Финского залива в Петергофе", А.П. Брюллов, 1830-1831. Русский музей, Санкт-Петербург. Единственный взрослый на картине - военный воспитатель цесаревича Карл Мердер.
"Наследник цесаревич Александр Николаевич с кадетами на берегу Финского залива в Петергофе", А.П. Брюллов, 1830-1831. Русский музей, Санкт-Петербург. Единственный взрослый на картине - военный воспитатель цесаревича Карл Мердер.

В 1872 году в чине тайного советника Александр Брюллов выходит в отставку с государственной службы и пять лет спустя умирает в своем особняке (который сам и спроектировал) на Васильевском острове Петербурга, пережив своего знаменитого брата на целую четверть века. В историю он войдет прежде всего как выдающийся архитектор, и только после этого, как успешный акварелист и портретист.

Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.

#история #живопись #картины #художники #искусство #портрет #культура #русскаяживопись #искусствоведение #брюллов