Найти тему
Дом Солнца и Луны.

Хтонический Дионис || Загрей || Ζαγρεύς

ДИСКЛЕЙМЕР: В данной статье представлено несколько вариантов возникновения Хтонического Диониса, он же Загрей. Однако в последствии будет рассматриваться более "популярный" вариант. Так же в статье будет разбор возникновения самого Диониса и культа.

Начнём пожалуй издалека.
Что мы знаем о Дионисе?
Бог вина, душа вечеринок, известный своими трешовыми и хардкорными фанатиками которые убили Орфея, ещё тот любитель подбухнуть. Не любитель одежды, так что предпочитает таскать на себе исключительно гроздья и листья винограда, порою прикрывая своё хозяйство. Любитель большую часть своего времени находиться на виноградниках среди нимф и превращать парней в дельфинов.
И вы спросите, есть ли о нём, что-то большее? А я отвечу, что НАМНОГО БОЛЬШЕ.

Версия 1.
Прежде всего Дионис был известен нам как сын Зевса, которому бы давно пора сменить свою специализацию как Бог-На-Одну-Ночь. Зевс имел некую любовную интрижку со смертной женщиной под именем Семела. Ну и конечно же Гера, главная "уинюхивательница" всех женщин и детей Зевса решает, что как то скучно просто так уже убивать детей и женщин её мужа, и пора добавить чего-то да новенького в этот "бразильский сериал" в виде маскировки. И что же делает Гера, спросите вы? Гера превращается в бедную старушку и втирается в доверие к Семеле, а сама девушка настолько доверилась бабульке, что проболталась о том, что её парень сам Зевс. Это было малой бедой для Геры, большим удивлением для неё было то, что Семела была беременна сыном. И Гера в свою очередь женщина умная, спросив уверенна ли Семела в том, что Зевс и вправду её парень, ведь мол каждый второй сейчас так говорит. И убедила Семелу, что бы Зевс показал ей свои истинный облик. Так и произошло. В следующий раз, когда Семела встретилась с Зевсом. он показал ей свой истинный облик, однако испепелил бедняжку. НО.
Тут есть 2 целые версии возникновения Диониса:

  • 1.0 Версия. Женщина умела, однако полу-божественное дитя живее всех живых. И Зевс пришил зародыш к бедру, дабы доносить дитя и успешно его "родить" на свет. Его приёмными родителями кто только ни был, от Деметры до Персефоны, Короля Мидаса и даже Аполона.
    - 1.1 Версия. После смерти Семелы Дионис тут же появился в своём полном статном обличии взрослого юноши.
  • Версия 2.0.
    Дионис рождается от союза Микенского Зевса и Персефоны.
О Микенском Зевсе. В ранней Греции(1600-1100 до н.э) считалось, что Зевс, Аид и Посейдон были неким общим хтоничным божеством, да и вообще Посейдона считали верховным божеством. Это приписывали и Зевсу и самому Посейдону, однако Аида как такового известного нам тогда ещё не было, поэтому принято порою говорить ,что это синкретическое божество из Зевса и Аида. Культура Микенской Греции отличалась немного от привычного Эллинизма, и можно сказать что Эллинизм - это преемник Микенской Греции (Греция в квадрате). В Микенской Греции так же был особый акцент на поклонении хтоническим богам, поэтому за Посейдоном как за главным божеством было приписано имя - Энносигей, что обозначало "Колебатель земли" и приравнивали этим самым землетрясения.
Есть так же теория, что именно Энносигей был отцом Загрея.
Так же можно сказать ,что всех известных богов Эллинизма мы знаем их Микенской, а именно из линейного письма Б, который в последствии заменил привычный греческий алфавит.

Однако всё что мы знаем выше о Дионисе - это предписание к Эллинистичному Дионису.
Существует 4 "лика" Диониса.

  • Первый лик, это известный нам Дионис, являющийся богом вина, сын Зевса и Семелы (а иногда и Персефона), душа вечеринок и хронический пьяница, имел очень большое количество поклников во времена короля Мидаса.
  • Второй. Бахус. Это полу-переходный образ Диониса, что связывает его по большей части со смертной матерью. Он не связан со смертью и возрождением, серьёзный чел. Он не обращает внимание на соц. структуры, которые его отвергают. У него много последователей, способен вызывать безумие, галлюцинации и шизофрению, и у него рога.
  • Третий, это Орфийский Дионис, которого характеризуют как бога жизни- смерти - рождения (возрождения), дитя Зевса и Персефоны, почитался как Орфийский Дионис, однако орфики взяли многие черты от "оригинального" Микенского Диониса, так же почитался как бог неистовства и безумия. Его основная плюшка: способность входить и выходить из загробного мира. Умер молодым но в итоге воскрес. И одна из главных особенностей его внешности - это рога (+ 5 к обаянию).
  • Четвёртый, это Загрей или же Микенский Дионис. Тут точно не известно кем был сам Загрей изначально и кем были его родители. Однако по словам Орфиков он был сыном Аида и Персефоны.
    Вы спросите, а как же, ведь у Микенов не было Аида? А я отвечу, что это Орфики.
    На самом деле Неизвестно кем был точно отец Загрея - Зевс или Посейдон, и кем была мать, и была ли вообще это Персефона (чья личность вообще особо интересна, будет про это отдельная статья).
    По большей части мы не знаем вообще о Загрее и о его эпитетах. Известный нам Загрей был создан грубо говоря со слов Орфиков, так как Микены формировали свою традицию частично в устной форме и изредка это было линейное письмо А, которое было переведено на основе линейного письма Б (примерно как Шумерские тексты).
    За ним несколько раз упоминалось имя "Высший из богов",однако мы не можем знать, что именно означало понятие "Высшего" божества у древних-древних Греков.
    Позже его имя используется как эпитет к Орфийскому Дионису (Дионис - Загрей) (Загрей - тесто, начиночка - Дионис Орфиков). Так же неизвестно когда он появился как отдельное божество/сущность. Определённо он был богом подземного мира, от чего является одним из самых Хтоничных богов наряду с Гекатой. Иногда его воспринимали как Аида, так как они были синкритичным божеством, и не было понятно, где начинался Загрей и заканчивался Аид.

И тут вы спросите: Почему так много Орфизма? Всё просто. Орфизм был культурой и религией одновременно в 6 веке до н.э, где всё сводилось в принципе к попытке понять жизнь и смерть, и больше всего они поклонялись богам или персонажам вошедшие в подземный мир. одним из которых был собственно Орфей, отсюда и название. Так же одной из персон которым они поклонялись, была никто иная как Персефона. Однако из этого всего определения, до сих пор не ясно, почему именно Дионис привлёк своё внимание культа, что был сосредоточен на смерти и возрождении.

Давайте заглянем поглубже. Какого было отличие Загрея от Орфийского Диониса (с точки зрения Орфизма).
1) Родителями Орфийского Диониса были Зевс и Персефона, а родителями Загрея - Аид и Персефона.
2) Орфийский Дионис должен был занять место Зевса как будущий наследник, однако Геру это бесит и она приказывает Титанам разорвать и съесть Диониса. Они это делают, но Афина спасает сердце парнишки и с помощью Зевса возрождают его/ или же присобачивают к ноге Зевса и донашивает его/ или же засовывают под сердце Семелы, где она донашивает его. В любом случае, Орфийский Дионис возрождается после ритуального уничтожения. Этот миф предшествует рождению от Семелы и в принципе предшествует Древней Греции в целом, поскольку Микенский образ включал в себя тему смерти и возрождения в более раннем возрасте. От этого ему и были приписаны многие функции Загрея.

ОДНАКО. Загрей ранее НЕ БЫЛ никак связан напрямую с Дионисом ранее, но тесно был связан с Аидом и подземным миром. В более ранних упоминаниях, а это около 600 лет до н.э, неизвестно, являются ли Аид и Загрей разными сущностями. Также известно, что он чрезвычайно важен в подземной иерархии, и как отдельная сущность он был крайне хтоническим богом, а добавив его имя к Орфийскому Диониса, тот стал связан с подземным миром.
Загрей — эпитет Диониса, иногда Аида. Упомянут в «Алкмеониде», в сатировской драме Эсхила «Сисиф-беглец» .

Из этого мы получаем пирожок, под названием - Микенский Дионис (Загрей - тесто, начиночка - Дионис Орфиков). Он же был так же всё ещё рождён от Зевса, оставлен человечеством и взращён природой, а элементы плодородия, возрождения и смерти были одним из важных его атрибутов и были первоначальными элементами его образа, от чего это всё могло в более поздние времена перейти в анимизм и связь с некоторыми животными.

Итого о Дионисе:
Дионис входит в мир Греции около 900 лет до н.э как бог возрождения, смерти и обильными связями с подземным миром, и с этими связями мы обращаемся к более позднему Орфийскому религиозному движению (600 до н.э) , в результате чего его образ становится немного, как бы сказать более корректно, безумным. Культ Диониса овеян тайнами, так как вся ритуалистика и практика держались в секрете. С одной стороны Дионис предшествует известной нам Древней Греции с большим отрывом и так же предшествует в Микенской эпохе.
Так же культ Диониса был сначала скорее не культом божества, а культом Вина, где поклонялись опьянению и освобождению от моральных принципов и социальных запретов, а этот культ идёт задолго до Микенов, окло 6000 лет до нэ, когда скорее всего только создали Вино. А если это правда, то культ возник в месте под названием Горы Загрос. Но это не связано с появлением Загрея.
После культ пошёл по путям экспорта вина, а именно через Египет, а там и в Микенскую Грецию, где прихватили Диониса и сделали его своим пацаном. НО всё это НЕ ТОЧНО, так как мы говорим о Тёмных временах, где особо и не было письменности.
К тому времени, как закончились Тёмные Века, культ Диониса был утверждён и сосредоточен на Диониссийских мистериях. Смысл этого ритуала был прост: все пили, обдалбливались, были под кайфом и сходили с ума. От этого считалось что форма опьянения была формой одержимости духа Диониса, что в свою очередь позволяло членам культа задействовать силу Диониса.
Символика превращения живого винограда в ферментированное, связанна с перерождением Диониса. И всё дело было в освобождении тела, катарсисе, связи с божественным , пьяное безумие, музыка, танцы, символические воссоздание смерти и возрождения и......много расчленёнки (отсюда и убийство Орфея).
Принимал Дионис и облик козла. В Афинах и в арголитском городе Гермигоне существовал культ Диониса, «носящего шкуру чёрного козла». А в мифе о воспитании Диониса у Ино Зевс превратил юного бога в козлёнка (иногда упоминают барашка), чтобы спасти от ярости Геры. На связь с козлом, равно как и на связь с производящей силой и природой, указывают неизменные спутники Диониса — сатиры.

Помимо быка как основного животного, символически связанного с Дионисом, в мифах в связи с этим богом фигурируют хищные кошки вроде гепардов и львов, медведи, а также змеи.

Когда же приспел ему срок,

Рогоносного бога родил он [Зевс],

Из змей венок ему сделал,

И с той поры этой дикой добычей

Обвивает менада чело.
Культ Диониса стал особо популярен во времена Александра Македонского. Ведь что любили воины? Правильно: власть и тусовки. И Дионис был им готов по факту это предоставить. После 300 гг до н.э популярность культа Диониса возросла.
Кстати у Диониса была жена - Ариадна. Но об этом мы поговорим в другой статье.

А теперь, наконец то мы разобрались с тем, кто есть кто и как его зовут, откуда пришёл и кто по масти, мы с вами поговорим о Загрее.
Как говорилось выше, неизвестно точно, откуда и как Появился Загрей, кем он был и вообще какую культурную ценность он нёс, кроме того как был Верховным божеством, богом возрождения и смерти, и вообще это Аид такой или это всё же Загрей?
Загрей очень похож на Диониса Орфийского, и не похож одновременно, однако считается, что его изображали с рогами быка. Возможно.
Так было, например, в городе Кизике, во Фригии. Имеются и античные изображения Диониса в этой ипостаси, так, на одной из дошедших до нас статуэток он представлен одетым в бычью шкуру, голова, рога и копыта которой закинуты назад. На другой он изображён ребёнком с бычьей головой и венком из виноградных гроздьев вокруг тела. К богу применялись такие эпитеты, как «рождённый коровой», «бык», «быковидный», «быколикий», «быколобый», «быкорогий», «рогоносящий», «двурогий». Согласно мифу, Диониса убили титаны, когда тот принял образ быка, поэтому критяне, разыгрывая страсти и смерть Диониса, зубами разрывали на части живого быка.

Но кто такой Загрей, каково его отношение к Зевсу и почему его надо рассматривать в связи именно с мистериальной разработкой Зевсовой мифологии на Крите?

Вполне выяснить этот образ и оценить его историческую эволюцию без домыслов и гипотез при нынешнем состоянии источников невозможно. Прежде всего невозможно точно установить, имел ли миф о Загрее отдельное происхождение от Зевсовой мифологии и от мифологии Диониса. Возможно, он был только впоследствии отождествлен с Зевсом и Дионисом (как отдельный и самостоятельный образ или только как ипостась того и другого). Весьма возможно, что Крит давным-давно знал дикого охотника Загрея, хтонического демона или демона охоты (т. е. ловца душ) на манер известного Актеона. Только впоследствии, может быть, этот Загрей был отождествлен с Дионисом, тоже охотником и богом душ, и поставлен в сыновние отношения к Зевсу, богу жизни, или к Аиду, богу душ умерших. Образ подобного Ловчего мы находим на одном бронзовом щите из идейской пещеры, где молодой Зевс стоит одной ногой на быке и разрывает руками льва.

Источники говорят о Загрее уже как о сыне Зевса или Аида и уже как о самом Дионисе. Точнее, Загрей настолько же сын Аида, насколько он и сам Аид и, кроме того, он настолько же сын Зевса, насколько он и сам Зевс . О сочетании в мифе хтонизма и героизма говорят уже самые ранние из дошедших до нас текстов о Загрее . Это замечательный образчик той ранней мифологии, где хтонизм соединялся с анимизмом и где первобытный синтетизм еще очень плохо поддавался дифференциации. Придание Загрею всей полноты власти Зевса определенно формулировалось в орфической литературе . Прямое отождествление Загрея с Зевсом неоднократно встречается в источниках, даже в очень поздних .

Дионис — это бог последней космической эпохи, царствующий над миром, или, как говорит один источник, «наш владыка» . Орфики насчитывали шесть основных космических эпох: Фанет, Ночь, Уран, Кронос, Зевс, Дионис. Об этом мы читаем и у Сириана, и у его ученика Прокла , в остатках рапсодической теогонии и даже еще у Платона. Дионис трактовался как наиболее совершенное и наиболее конкретное явление божества в мире. В этом смысле очень важно уже самое первое упоминание о Загрее, которое мы находим в античной литературе; это один стих из киклической поэмы «Алкмеонида» , трактующий Загрея как наивысшего из богов наряду с Геей. Второе по времени упоминание о Загрее тоже очень важно: оно почти отождествляет Загрея с Аидом. Дальнейшее по времени упоминание о Загрее находим уже только у Каллимаха и в орфической «Аргонавтике» . Конечно, значение имеет не констатация в мифе того, что Дионис — сын или ближайший родич Зевса. У Зевса было достаточно многочисленное потомство, чтобы простой факт происхождения от него кого-нибудь говорил о многом. Важнее другое.

Прежде всего Загрей сугубо хтоничен. Если еще он и не Аид и не сын Аида, то он во всяком случае сын Персефоны или даже самой Деметры (но это не точно), и, кроме того, с Персефоной Зевс вступает здесь в брак в виде змея. В этом, правда, тоже мало оригинального, ибо все критские Зевсы достаточно хтоничны. На монетах IV в. до н. э. из Праса встречаем изображение женщины, ласкающей Зевса-змея, в ней нетрудно узнать Персефону. Это еще одно доказательство критского происхождения мифа о Загрее. Но интерес представляет не столько ярко выраженный хтонизм этих мифов, как необычное сказание о растерзании Загрея — Диониса Титанами. Это резко дифференцирует весь образ Загрея как от Зевса, так и от Диониса, несмотря на все его тождество с ними.

Итого о Загрее:
Загрей ранее НЕ БЫЛ никак связан напрямую с Дионисом ранее, но тесно был связан с Аидом и подземным миром. В более ранних упоминаниях, а это около 600 лет до н.э, неизвестно, является ли Аид и Загрей разными сущностями, а так же то, что он чрезвычайно важен в подземной иерархии, и как отдельная сущность он был крайне хтоническим богом, а добавив его имя к Орфийскому Диониса, тот стал связан с подземным миром.
Загрей — эпитет Диониса, иногда Аида.
Загрей он же Микенский Дионис(в последствии).
Лично мне нравится один из мифов о рождении Диониса из Загрея, как такой символизм переживания культа из Минойский Крит, Микенской Греции, Тёмные Века, Орфизм и в привычный для нас Эллинизм. В таком случае Загрей рождается от Зевса и Персефоны, его убивают Титаны когда тот превратился в быка в попытках убежать от преследователей, они его поймали, приготовили, съели, оставив одно сердце, которое в свою очередь спасла Афина и с помощью Зевса воссоздали бога, известного как Дионис. Зевс в свою очередь убивает Титанов и из пепла Титанов и крови Диониса появляются люди. Так как по мнению Орфизма, люди состоят из определённой дерзости или даже греховности Титанов, а так же определённым страдальчеством и божественной сути Диониса, так как Орфизм - это скорее всего одна из первых религий с концепцией Спасения. Данный миф был очень важен для неё.
У греков это даже имело своё название: Sparagmos (σπαραγμός, σπαράσσω).
Загрея можно считать прародителем Диониса, отсюда связь Диониса и Загрея меж собой, отсюда и самый распространённый эпитет Загрея - это Орфийский Дионис, или же Хтонический Дионис.
Связь Загрея с подземным миром, возрождением и смертью понятна как квадратное уравнение, однако его связь с плодородием не менее важна, так как все хтонические боги у Минойцев по тем или иным моментам были связаны с землёй и плодородностью (тот же Посейдон).
Лично мне удобнее воспринимать Загрея кооперируя три образа: Загрей, Микенский Дионис и Орфийский Дионис. В таком случае мы более ярко будем понимать концепт Загрея у Минойцев, а так же связь Загрея и Диониса.

Ниже приведён Орфийский Гимн Дионису, который прочитав можно заметить между строчками упоминание самого Загрея, ведь из рассуждения выше мы помним, что Орфики Диониса приравнивали напрямую к Загрею.

Я зову Диониса благого, звёздного и шумного владыку,

Двуприродного, рождённого три раза, первородного зову младенца Вакха!

Ты двурогий и плющом покрытый, тайный, сельский, дикий, волоокий!

Ягоды вкушаешь винограда, лозами зелёными увитый.

Персефоны тайная постель, ложе, разделённое с Зевесом,

Породило чистое дитя, даймона бессмертного, святого.

Тихие слова мои услышь, сладкое дитя, что непорочно,

Дремлет в окружении кормилиц в пёстрых поясах, цветных уборах.

Сердце благосклонное открой, к мистам снизойди дыханьем нежным.

Перевод гимна предоставлен Екатериной Дайс.

Статью для Вас подготовила Lacuna ~

#эллинизм #древняягреция #дионис #загрей #древняямифология #античнаягреция #мифология #греческаямифология #мифы #мифыдревнейгреции