Когда-то всем навязывали диалектику, и был знаменитый тезис про единство противоположностей. С точки зрения нормальной человеческой логики противоположности едины только в том, что они противоположны и больше ни в чем. Объединять их бессмысленно. Но бывают и исключения. Этот рассказ как раз про такое исключение. Конфликты в семье обычно бывают на почве любви (ревность) и на почве финансов. Одному хочется потратиться на одно, а другому - на другое. Вот и конфликт. Но основа всему любовь. Поэтому поговорим прежде всего о любви.
С чего начинается любовь? Да с чего угодно, хоть с первого взгляда, но, на мой взгляд, настоящее чувство глубокой любви начинается с симпатии к другу-девочке. Красота имеет значение, но симпатию вызывает не внешность, а поведение девочки.
Я стал вести себя по-девчоночьи
Я это проверял. И эта проверка значительно скрасила мою жизнь в детстве и даже мои занятия наукой. Я был болезненным и очень слабым мальчиком. Меня можно было легко обидеть, но меня не обижали, опасаясь Борьки Шарапова. А почему это вдруг могучий мальчишка вместо того, чтобы обижать меня, стал за меня заступаться?
Потому что именно на нем я решил проверить, правда ли, что симпатию к себе девочка вызывает не красотой, а поведением. А как это можно проверить? Буду вести себя с Борькой Шараповым по-девчоночьи, и если мне удастся вызвать его симпатию, это будет означать, что мое предположение верно.
Но что значит «вести себя по-девчоночьи»? Надо ли для этого вообразить себя девочкой? Если так, то у меня ничего не получится! Но если надо вести себя с мальчиком так, как вели себя со мной мои друзья-девочки, то можно попробовать. Я знал, в чем соль девчоночьего поведения, и мог ему следовать.
Почему я выбрал именно Борьку? У меня был мощный козырь: я был первым учеником класса, а Борька Шарапов был в числе самых последних в учебе. И я стал помогать Борьке в учебе. Потом пригласил его к себе домой, показал ему, чем занимаюсь дома, показал свои игрушки. В ответ Борька пригласил к себе домой. У Борьки был велосипед, и он учил меня кататься, но я оказался негодным учеником, и он возил меня на раме своего велосипеда. У нас установились отношения взаимной симпатии, и естественно, что Борька не давал никому меня обижать.
Девчоночье поведение помогало мне не только в детстве, но и потом, когда я руководил отделом в Научно-исследовательском радиофизическом институте (НИРФИ). Дело касалось не подхода к научной работе, а отношений с сотрудниками. Я к ним относился по- девчоночьи, и они платили мне всем старанием, на которые только были способны. И это сделало мой отдел одним из ведущих в НИРФИ.
А как было дело? Я только начал руководить отделом и не знал, как принято относиться к подчиненным. Потом опытные люди мне сказали, что к сотрудникам научного отдела следует относиться, как к крепостным: никаких прав, а только обязанности. Из отдела переходить никуда нельзя. Работай и все! Но было слишком поздно: я уже решил относиться к сотрудникам по-девчоночьи.
Это отношение тут же подверглось серьезному испытанию. Завотделом Кобрин попросил меня обменяться сотрудниками: он заберет сотрудника с высочайшей квалификацией, умеющего воплощать мечту в реальность, а мне отдаст Кротова, который пока вообще ничего не может. Нормальный заведующий не согласился бы на такой обмен. Но девчоночьи отношения требовали считаться с мнением сотрудников. Они оба были за обмен, и мне пришлось согласиться. О чем я ни разу не пожалел, поскольку ничего не умеющий Кротов оказался настоящим сокровищем!
Наш отдел выполнял тогда исследование по моей идее. И вот настало время опыта в море, а у НИРФИ - ни базы на море, ни корабля. Кротов договорился с базой Акустического института академии наук в Сухуми, а военный корабль пригнал из Севастополя. Опыт прошел успешно, мы сдали работу правительственной комиссии, заработали репутацию надежных исследователей и получили новый заказ.
Кротов любил слушать на работе музыку к недовольству других сотрудников, работавших в той же комнате. Чтобы решить эту проблему по-девчоночьи, я придумал для него такую тему исследования, чтобы он мог слушать музыку на законном основании. Работа Кротова по объемному звуку прогремела во всех странах мира. Мы получили по ней десять авторских свидетельств на изобретения и провели семинары, в том числе у П. Л. Капицы в Институте физических проблем.
Ну, а теперь о том, в чем же заключается девчоночье поведение, которое вызывает симпатию к девочке и перерастает в настоящую любовь, и становится основой крепкого брака?
Первым делом, девочка должна стать мальчику другом. Особенным другом, который ведет себя с мальчиком именно так, как хочется ему.
Для этого девочке нужно как-то узнать желания мальчика относительно ее поведения. Этот момент - самый сложный. Во-первых, нужно точно угадать желания мальчика. А во-вторых, желания мальчика могут не совпадать с желаниями самой девочки, и тогда ей нужно поступиться своими желаниями, а это трудно.
У меня про это есть рассказ «Девочка в чемодане». Мне было шесть лет, мы только переехали в новый дом, жильцов было мало, а из детей - только две девочки: Белка и Нонка. Они сразу прибежали ко мне с предложением дружить. Я с девчонками дружить не хотел, но мальчишек не было, и я согласился. Это была особенная дружба!
Со временем в доме появились мальчишки, которые были и красивее, и лучше меня, но девочки продолжали дружить со мной. И это меня поразило. О чем думает и заботится девочка во время дружбы с мальчиком? О том, чтобы ей было бы хорошо? Нет! Совсем не об этом она заботится. Пусть ей даже будет плохо, но ей непременно надо, чтобы мальчику с ней было хорошо, и как можно лучше!
Благодаря девчонкам я сделал сложный выбор, когда началась война. Эту историю я описал в рассказе «Повестка из военкомата». Я окончил школу на год раньше, сдав на “пятерки” экзамены за свой девятый класс и выпускной десятый, и не подлежал призыву в армию, потому что мне не исполнилось 18. И оказался в одном положении с девушками, которые тоже закончили школу и призыву не подлежали. Военкомат собрал нас, чтобы уговорить пойти на фронт переводчиками - нас рекомендовали наши учителя немецкого. Я хотел отказаться, потому что было лето 1941 года и идти на фронт означало идти на верную гибель. Но все девушки написали заявления с просьбой отправить их на фронт. Я не мог быть трусливей девочек и подписал заявление. Помню, как грустный сидел на лавочке, переживая свою скорую гибель, а потом поплелся домой.
И тут меня догнали две девочки, которые сидели рядом со мной на лавочке, и мы разговорились. Я им рассказал про фильм, который недавно смотрел. Как внимательно они меня слушали, как интересовались подробностями! Не возражали и не спорили, в отличие от слушателей-мальчишек. Так хорошо было беседовать с ними, что мое настроение совершенно изменилось, я вдруг почувствовал себя на вершине счастья. Вот какова сила девичьей беседы.
Мое знакомство с девушкой, ставшей моей женой, тоже началось с беседы. Как это было, я описал в рассказе о нашей с Неличкой семейной жизни, счастливо продлившейся 71 год.
А здесь, возвращаясь к начатому разговору о единстве противоположеностей, хочу рассказать, как устраняется финансовый конфликт и одновременно укрепляется симпатия к девочке, и как этим пользовалась моя супруга.
По ее желанию мы купили лодку с мотором. Об этом я даже мечтать не мог! По ее инициативе у нас появился новый фотоаппарат. Тоже для меня. Потом дорогущая кинокамера и многое другое по инициативе супруги появлялось. И не просто появлялось. Лодку она перевозила на двор зимовать, она ее шпаклевала и красила, чтобы этим доставлять мне удовольствие. Ее ни о чем подобном просить не приходилось. Она смотрела намного дальше меня в моих интересах. Но и в своих тоже, поэтому конфликтов не было.
Кстати, а каковы пути выхода из конфликта, если он все же происходит? Дело в том, что хорошего пути выхода из конфликта нет: все пути либо просто плохие, либо очень плохие. Моя внучка Неличка считает, что надо ставить только такие задачи, которые имеют решение. Задачу выхода из конфликта ставить не надо, надо ставить задачу не допустить появления конфликта.
Чтобы избежать конфликта на почве ревности, надо укреплять любовь, доставляя все время радость своему любимому человеку. Чтобы избежать финансового конфликта недостаточно, но необходимо, хорошо зарабатывать и удовлетворять интересы любимого человека. Моя супруга Неличка удовлетворяла мои интересы, потому что понимала их не хуже меня. Я пытался это тоже делать. Привозил ей из Москвы наряды. Отдавал ей все заработанные мной деньги и никогда не спрашивал, как она их тратит. Поэтому финансовых конфликтов у нас не было.
Совет один: все решает настоящая любовь, и надо беречь ее и укреплять, так как это величайшее завоевание!