81% россиян играют в игры на мобильных устройствах, а 58% из них используют платные опции — «донаты». Чаще всего геймеры покупают внутриигровую валюту или энергию, чуть реже — различные усилители или игровые предметы. В России только за 2021 год объём таких покупок достиг 76,5 млрд рублей.
Особой популярностью во всём мире пользуются условно-бесплатные проекты, где вам не требуется покупать игру — можно скачать её бесплатно из магазина приложений. Но часто под видом безобидной и увлекательной «казуалки» может скрываться настоящее онлайн-казино, где вас вынуждают платить за игровой процесс. Яркий пример — недавний релиз Diablo Immortal. Эксперты выяснили, что для полной прокачки геймеру потребуется потратить больше $100 тыс.
В этой статье мы подробно разберём, какие манипулятивные приёмы и методы монетизации используют разработчики мобильных игр, чтобы вы тратили как можно больше денег в их проектах.
1. Внутриигровая валюта
Кристаллы, золото, жетоны, метеоритная пыль — у денежных единиц в мобильных проектах существует множество названий и вариаций. Именно на них вы приобретаете игровые усилители, ускорители прокачки, предметы, карты и другие бонусы.
Ключевая манипуляция разработчиков кроется в том, что цены во внутриигровом магазине указаны исключительно в игровой валюте. Вы видите стоимость конвертации в реальных деньгах лишь раз, когда приобретаете игровые средства. Сделано это для одной цели — чтобы вам было гораздо легче расстаться с 1000 кристаллов, нежели с 1000 рублей.
Этот метод уже давно использует бизнес азартных игр по всему миру, где все ваши деньги измеряются исключительно в фишках или токенах. Разработчики просто позаимствовали его и приправили внутриигровой стилистикой.
2. Косметические улучшения
Самый безобидный способ монетизации. Вам предлагают сделать дополнительный визуальный апгрейд вашего персонажа, оружия или карт. Например, дизайн автомата Калашникова в золоте, полное преображение камуфляжа или рубашек вашей колоды карт. Эти предметы называют «скинами» или «шкурками».
Улучшения не влияют на игровой процесс, не меняют баланс и зачастую стоят недорого. Основным мотивом для покупки становится повышение разнообразия и персонализация вашего аватара. Дополнительным стимулом может быть ограничение по времени, сезонное событие или возможность оставить скин навсегда, так как в некоторых проектах вы можете использовать его лишь временно.
3. Лутбоксы
Механика этого метода монетизации выглядит так — игроки платят деньги за виртуальный ящик («бокс»), внутри которого находятся случайные предметы («лут»): оружие, броня, одежда для персонажей, усилители и прочее.
Для разработчиков мобильных игр это один из самых прибыльных и манипулятивных методов монетизации. По данным исследования Juniper Research, только в 2020 году мировой объем рынка лутбоксов составил $15 млрд, а к 2025 должен достигнуть $25 млрд.
Покупку лутбокса можно сравнить с игрой в автоматы — вы покупаете игровую валюту, а затем открываете всё новые и новые ящики в надежде получить ценный предмет или редкий косметический апгрейд. Вероятность выпадения тех или иных вещей от вас чаще всего скрывают, алгоритм известен только разработчикам.
Это привело к тому, что на лутбоксы обратили внимание власти некоторых государств — Бельгии, Нидерландов и Китая, что привело к ужесточению законодательства этих стран по отношению к лутбоксам и схожим методам монетизации.
4. Боевой пропуск
Этот вид активностей предоставляет игроку дополнительный контент через систему уровней. Прохождение каждого из них даёт награду — внутриигровые предметы. Также каждый боевой пропуск наполняют особыми испытаниями, за которые можно получить дополнительную награду.
Боевой пропуск чаще всего требует оплаты. Ещё существует система, когда игрок проходит обыкновенные испытания бесплатно, но может купить «премиальный пропуск» и получать за прохождение уровней куда более ценные награды.
Ключевая хитрость кроется в том, что награды за платный вариант вам будут демонстрировать постоянно, после каждого пройденного уровня обычного боевого пропуска. Вам надо сделать всего лишь пару тапов и отправить оплату, чтобы получить больше наград или ускорить прогресс прокачки.
В итоге покупка боевого пропуска приводит к тому, что вы каждый день будете вынуждены выполнять ряд заданий и стремиться дойти до последнего уровня боевого пропуска, ведь он почти всегда ограничен по времени. Если не успеете — деньги будут потрачены зря, начнётся новый сезон и новые испытания, за которые вам тоже попросят заплатить.
Подобная механика помогает разработчикам получать помимо денег ещё и повышение вовлечённости в проект, а у вас появляется вторая работа, за которую вас не ждёт ничего, кроме игровых наград. Большинство из них будут бесполезны в реальной жизни, но печальнее и то, что и в игре они вам вряд ли пригодятся.
Само по себе наличие системы монетизации в мобильных играх — нормальное явление. Логично, что разработчики хотят заработать на своих трудах. Вопрос лишь в том, насколько агрессивно игра пытается вытянуть из вас дополнительные деньги.
Когда вам без навязчивой рекламы предлагают купить стартовый набор за адекватные деньги или же преобразить вашего персонажа, то можете быть уверены — с игрой всё в порядке. Но если после каждого матча вас активно принуждают купить ускоритель прокачки, взять 10 лутбоксов по выгодной цене или же купить «премиальный боевой пропуск» и провести следующий месяц за выполнением скучных заданий — будьте уверены, что вас всеми силами принуждают «задонатить», а сама игра работает по схеме «плати, чтобы побеждать».