Найти в Дзене
Шарапов

Реставрация ламповых приёмников. Рассказываю, какие лаки и краски я применяю.

Достаточно часто мне задают вопросы, какие лаки краски применяются при реставрации ламповой техники. У каждого мастера свои методы, материалы, инструменты. Я расскажу о тех материалах, которые мне доводилось использовать, и о том, каких результатов можно достичь. За несколько лет удалось перепробовать массу различных ЛКМ. Я не утверждаю, что какие-то из этих материалов лучше, а какие-то хуже - просто описываю свой опыт. В статье будет 5 разделов: шпаклёвки, морилки, лаки, краски, полировочные пасты. 1. Шпаклёвки Чаще всего использую акриловые шпаклёвки по дереву. Они бывают разных цветов и их можно подобрать под цвет шпона. Естественно, их можно смешивать между собой и получать дополнительные цвета. Они подходят как для местного применения - для маскировки локальных дефектов, так и по всей поверхности шпона для заполнения пор перед покрытием лаком. У этих шпаклёвок есть недостаток - они дают усадку. Этого недостатка лишены полиэфирные двухкомпонентные шпаклёвки. Полиэфирные подходя
Оглавление

Достаточно часто мне задают вопросы, какие лаки краски применяются при реставрации ламповой техники.

У каждого мастера свои методы, материалы, инструменты.

Я расскажу о тех материалах, которые мне доводилось использовать, и о том, каких результатов можно достичь.

За несколько лет удалось перепробовать массу различных ЛКМ.

Я не утверждаю, что какие-то из этих материалов лучше, а какие-то хуже - просто описываю свой опыт.

В статье будет 5 разделов: шпаклёвки, морилки, лаки, краски, полировочные пасты.

1. Шпаклёвки

Чаще всего использую акриловые шпаклёвки по дереву. Они бывают разных цветов и их можно подобрать под цвет шпона.

Акриловые шпаклёвки. Фото автора
Акриловые шпаклёвки. Фото автора

Естественно, их можно смешивать между собой и получать дополнительные цвета.

Они подходят как для местного применения - для маскировки локальных дефектов, так и по всей поверхности шпона для заполнения пор перед покрытием лаком.

У этих шпаклёвок есть недостаток - они дают усадку.

Этого недостатка лишены полиэфирные двухкомпонентные шпаклёвки.

Полиэфирные подходят для заполнения глубоких дефектов - трещин, вмятин, отверстий. Быстро твердеют. Правда у них хуже дело обстоит с колеровкой.

Полиэфирные шпаклёвки использую для устранения местных дефектов и выравнивания поверхности. Применяю только в тех случаях, если поверх этой шпаклёвки будет шпон или краска.

2. Морилки

Мои любимые - это спиртовые морилки Тиккурила. В основном я их применяю, когда нужно тёмный шпон сделать ещё темнее. Или поджелтить светлый шпон.

-2

Работа с водными морилками мне не понравилась.

4. Краски

Для разных целей выбирается свой тип краски.

Краску на водной основе для аэрографа использовал, когда нужно было затемнить края панелей:

-3

На фото - панели приёмника Рекорд-53м. Они покрыты ореховым шпоном, а края панелей растушёваны черной краской из аэрографа.

Краска из баллончика иногда даёт достаточно крупные капли, которые могут всё испортить.

Алкидные эмали имеют хорошую адгезию к металлу и высокую степень глянца.

Задний элемент корпуса радиолы Сакта
Задний элемент корпуса радиолы Сакта

Использую алкидные эмали при работе с металлическими элементами корпуса. Под эмаль желательно нанести грунт. Тоже алкидный.

Нитроэмали быстро сохнут. В ряде случаев это имеет решающее значение.

-5

Каждый новый слой частично растворяет поверхность предыдущего, и тем самым, обеспечивается хророшая межслойная адгезия.

Нитроэмали: зелёная, чёрная и нитролак. Детали приёмника Звезда-54
Нитроэмали: зелёная, чёрная и нитролак. Детали приёмника Звезда-54

Применял их в основном на металлическом корпусе приёмника Звезда-54

3. Лаки

Шеллак - традиционный лак реставраторов антикварной мебели и ламповых приёмников.

Шеллак сухой и растворённый в спирте. Фото автора
Шеллак сухой и растворённый в спирте. Фото автора

Это самый долгий лак, и работа по нанесению его требует большого терпения. Работать с ним не так просто, как кажется.

Важное его достоинство - им можно работать дома. Даже в спальне.

Этот лак - на основе этилового спирта:)

И это же является его недостатком, так как брызги алкоголя могут испортить покрытие.

Алкидный лак.

Алкидный лак/грунт Maxi color. Фото автора
Алкидный лак/грунт Maxi color. Фото автора

Недостаток - запах. Кроме того, сохнет долго, и за это время успевает наловить пылинок из воздуха и даже насекомых.

Достоинства - высокая степень глянца и прочность.

Вот пример изделия покрытого алкидным лаком.

-10

Первые несколько слоёв шлифую, последний без шлифовки.

Нитролак

-11

Использовал его только поверх нитроэмалей для придания глянца и дополнительной защиты.

Пример покрытия см. выше в разделе "краски" где корпус приёмника "Звезда-54"

Акрил-уретановый двухкомпонентный лак

2К Акрил-уретановый лак
2К Акрил-уретановый лак

Предназначен для нанесения с использованием краскопульта.

Начал использовать его не так давно, но он мне очень понравился.

Корпус радиолы Гамма. 2к лак
Корпус радиолы Гамма. 2к лак

Очень легко получить толстый слой, хорошо шлифуется и полируется до зеркального блеска.

Полировочные пасты

Подглядел у одного коллеги.

Полировочная паста.
Полировочная паста.

Попробовал - получилось неплохо.

Но надо понимать, что это не дешёвое удовольствие, и тратить такую сумму ради одного приёмника не всегда рационально.

Если статья оказалась для вас полезной - ставьте лайк :)

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и видео на тему реставрации ретро-техник