Найти в Дзене

Язычество в XXI-м веке. Как в 22-м году празднуют Ивана Купалу и почему мудрость предков не всегда хороша.

Два месяца тому назад, довелось присутствовать на гуляниях по случаю дня Ивана Купалы. Со сжиганием чучела Ярилы, плетением венков и прыжками через костер. Да с песнями, да с дударём и балалаечником! В двадцать первом веке. В 2022 году. Словом, осязал ту самую «Предками данную мудрость народную». Хотя наверное официально узаконенная «народная мудрость» нынче отсчитывается от Владимира Святославича и Крещения Руси, а вышеупомянутое мероприятие было однозначно языческого толка. Короче, в мудрости предков легко запутаться. Но мы любим к ней обращаться. Наверняка в детстве каждый лепил подорожник на оторванную ногу. И подорожник помогал! А храмы, сработанные «без единого гвоздя». А остроумные уложения Петра Первого. А уж страсть к народным рецептам - это вообще что-то близкое к религиозному экстазу. Замечательная вещь - обращение к опыту предшественников! Но есть ма-а-аленькая такая деталь! К старинным рецептам обращаются, когда привычные методы не работают. И одно де
Оглавление

Два месяца тому назад, довелось присутствовать на гуляниях по случаю дня Ивана Купалы. Со сжиганием чучела Ярилы, плетением венков и прыжками через костер. Да с песнями, да с дударём и балалаечником!

В двадцать первом веке.

В 2022 году.

Словом, осязал ту самую «Предками данную мудрость народную». Хотя наверное официально узаконенная «народная мудрость» нынче отсчитывается от Владимира Святославича и Крещения Руси, а вышеупомянутое мероприятие было однозначно языческого толка.

Короче, в мудрости предков легко запутаться.

Но мы любим к ней обращаться. Наверняка в детстве каждый лепил подорожник на оторванную ногу. И подорожник помогал!

А храмы, сработанные «без единого гвоздя». А остроумные уложения Петра Первого. А уж страсть к народным рецептам - это вообще что-то близкое к религиозному экстазу.

Замечательная вещь - обращение к опыту предшественников!

Но есть ма-а-аленькая такая деталь! К старинным рецептам обращаются, когда привычные методы не работают. И одно дело, если некий гражданин, частным порядком употребляет отвар из чаги, «здоровья для». Но когда сам Главврач рассказывает о неделимой тысячелетней истории, уложениях Мономаха, многовековой мудрости «глубинного народа», и о том, что «умеренный консерватизм» - это вообще новый прогресс – видать прогнило что-то в королевстве датском.

Но мы отвлеклись! Итак...

Мероприятие проходило недалеко от Тарусы. На территории пансионат-резорт-н-спа-курорт-опенэйр-лухари-санаторий отеля с импортным названием. Что само по себе забавно. Поляну оформили стогами сена, брикетами и цилиндрическими упаковками соломы. Ветви деревьев украсили разноцветными лентами. Ближе к лесу, в тени помещался загончик с козами. В стороне белели шатры с горячей едой и, что характерно, терминалами для оплаты банковскими картами.

-2

В 16:00 ведущий призывал гостей взявшись за руки, встать вокруг некоего дерева,. Истые язычники и гости мероприятия разных возрастов и достатка стали окружать дерево, которому выпало исполнить роль «древа жизни».

Одеты граждане были, в основном, современно. Некоторые же ходили в косоворотках и припоясялись верёвочками. Однако обувка и смартфоны выдавала вполне городское происхождение «ряженого» контингента.

-3

Ведущий пошел по кругу с караваем. Участники отрывали кусочек и съедая, возносили благодарность предкам, почве, роду, солнцу. На худой конец, Президенту. (и это не шутка!)

Энтузиазм распределился неравномерно. Некоторые горланили благодарности что есть духу, иные стеснялись. Ведущий подбадривал и призывал к единению.

Забегая вперёд отмечу, ведущий весь вечер напоминал о исключительной способности предков функционировать сообща. Всем миром. И хорошо бы нам сейчас объединиться и сделать парадигму «всем миром» грэйт эген! Только так победим! И тут настало время первой интерлюдии на тему

Почему мудрость предков не всегда хороша.

Дело в том, что наши пращуры жили общим хозяйством. И вопрос выживания коллектива в целом, зависел от каждого его члена. Отсюда и коллективный способ производства, т.е. - «всем миром».

Сегодня же условия изменились. Строили, например, всем миром Крымский мост. Дело однозначно полезное и нужное. И строили, вроде как, сообща! А Героя труда почему-то получил один Ротенберг. И все ли участники строительства имеют финансовую возможность поехать по этому самому мосту, отдохнуть в Крым?

Вот и выходит, что в современных условиях парадигма «всем миром» не отвечает интересам коллектива, а выгодна только тем, кто снимает сливки. Но если что, я вам этого не говорил!))

Однако, вернёмся к гуляньям.

После преломления каравая, общество разделили по половому признаку. Женщины отправились делать чучела Ярилы и Костромы. А мужчины - складывать костер. Его предстояло запалить ночью. После того, как кострище было сложено и сдобрено соломой, для пущего возгорания, ведущий увел мужчин плести кольцо для символического обручения Костромы и Ярилы.

Тем временем чучела были готовы. Ярила отличался выдающимся – в аршин длинной – «достоинством». Символ плодородия, иак сказать.

Суть да дело, Ведущий устроил для непосвящённых короткий экскурс в историю персонажей и их взаимоотношений. После начались ритуальные игры.

Женщины умыкнули Ярилу. Спохватившись, мужчины кинулись пленённого вызволять. Женщины образовали круг, центром которого был похищенный. Дамы внешнего круга образовали цепь. В качестве промежуточных звеньев дамы использовали снопы веток и травы.

Мужчины устроили атаку в пять волн. Первая волна чисто психологическая - грозный набег с ревом и криками. Последующие волны были со щекотками, хватанем за ноги и захватом пленных. Женщины отбивались отчаянно визжа и пинаясь.

Наконец мужчины вызволили Ярилу.

Тут выяснилось, что освобожденный утомился и упал наземь. Женщины принялись всячески вдыхать жизнь в павшего героя. Старожилы утверждают, будто в прошлом году действо сопровождалось присказкой «Чтоб Ярилку подлечить, ему нужно подр.. чить». (другими словами, подзЮбить, но так рифма пропадает) Но в этом году было много детей и «комические куплеты» упразднили.

В общем, женщины массировали Ярилу, а мужчины отпускали сальные шуточки. В итоге было принято управленческое решение спалить чучело на всеобщее благо. Ярилу положили на кострище. Тут возникла экзальтированная дама в вечернем платье и на шпильках. Дама явно вдохновилась горячительным и решила испросить у Ярилы простого женского счастья.

Ярилу возлагают на костер для ритуального сожжения.
Ярилу возлагают на костер для ритуального сожжения.

После произнесения хвалебных речей герою, костер подожгли. Надо отметить, что огонь для костра добывали по-старинке - трением. Был построен специальный станок, в котором помещалось отесанное с концов бревно. Бревно обернули верёвкой. Две группы стали попеременно перетягивать концы верёвки, таким образом вращая бревно. Спустя некоторое количество усилий вспыхнуло пламя.

И тут пришла пора второй интерлюдии на тему

Почему мудрость предков не всегда хороша.

Мой товарищ любит рассказывать, как в древности, мол, беременная баба косила поле, приспичило - рожала в стогу и шла дальше работать. В конце дня возвращалась к новорожденному... из соображений морали я опущу подробности, но суть истории в естественном отборе. Мол - выжил, значит сильный, здоровый. Будет толковый работник. Потому, дескать, и «были люди в наше время, не то что нынешнее племя»!

А что, тоже мудрость предков. Но согласитесь, сегодня такая мудрость в некотором роде противозаконна.

"Чистый огонь" разобрали по факелам.
"Чистый огонь" разобрали по факелам.

Кремировав Ярилу общество отправилось на реку. Старожилы утверждают, во время прошлогодних «русальих игр» мужчины хватали девушек и швыряли в воду. В этом году обошлось.

"Русалки" пускают венки.
"Русалки" пускают венки.

После, если верить фильму «Андрей Рублёв», должен был последовать свальный грех, но, опять же, обошлось!

Публика вернулась на площадку. Начался концерт с песнями, плясками приглашённых артистов. Было и огненное представление.

В финале вечера запалили Купалец - тот самый костер, сложенный мужчинами «всем миром». Вокруг Купальца водили хороводы, прыгали через пламя, ходили по углям. Так и кончилась ночь. Не обошлось, конечно, без драки, но это совсем другая история!

Хоровод вокруг Купальца
Хоровод вокруг Купальца

Подводя итог всему действу отмечу: мероприятие больше походило на иммерсивный спектакль или фестиваль реконструкции. Большенство приехало весело провести время на свежем воздухе. Но были и те, кто относился к происходящему весьма серьёзно и истово задабривал древних богов и славил предков.

А на сегодня - всё! Надеюсь было интересно.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, жгите чучела в комментариях и помните: опыт, а стало быть и мудрость предков зависят от условий!

Всего вам доброго, берегите себя!!

#язычество #Россия #славянскаямифология #славянскоеязычество

#ритуалы