Предыдущая часть:
Впервые богемское стекло было упомянуто в летописях аж в 1162 году. А первые цеха стеклодувов появились в конце XIII века в районе Исполиновых гор, где было много леса — дешёвого топлива для розжига печей. И, как водится, изначально занимались стеклодувным делом исключительно монахи.
В те времена, по всему миру гремела слава стекла венецианского из города Мурано. Но оно было слишком хрупким, с трудом резалось, и, вообще, не отвечало потребностям и условиям жизни северных стран.
Чешские мастера, вследствие многочисленных проб и ошибок, прошарили в чем дело. Вместо соды в состав стекольной смеси они стали добавлять поташ из древесной золы (хим. карбонат калия). В результате стекло хоть и было тугоплавким и не таким пластичным как итальянский аналог, но при выдувании оказывалось толстостенным и пригодным к резке.
Кстати, из-за добавления древесной золы - стекло это по другому называлось «Лесное стекло», или Вальдглас (нем. Waldglas)
Вскоре, предметы из богемского стекла стали крупной статьей экспорта чешских земель: например, посуда, сделанная пражскими мастерами, со скоростью горячих пирожков распространялась по всей Центральной и Западной Европе. А османские султаны заказывали многие стеклянные предметы только лишь в Чехии.
Наиболее влиятельным представителем стеклодувного искусства считается богемский мастер Каспар Леман (1570-1622), работавший, на секундочку, при дворе императора Рудольфа II.
Леман - первым стал применять технику резьбы по горному хрусталю к «лесному стеклу», сочетая крупные алмазные грани с тончайшей гравировкой (медным колёсиком с абразивом) и алмазным пунктированием (точечным рисунком c помощью специального пуансона с алмазом на конце).
Было красиво)
Наконец, в конце XVII- начале XVIII веков произошел крайне важный этап в истории стеклопроизводства: богемские умельцы научились, подмешивая в стеклянную массу свинец (если быть точнее - оксид свинца), добиваться похожести готовых изделий на изделия из горного хрусталя. Здесь лавры первенства принадлежат некоему Михаэлю Мюллеру, добившемуся первых результатов в этом вопросе.
Но зачем нужно было добавлять свинец?
Во-первых, такую смесь легче было резать/гранить/шлифовать.
А, во-вторых, свинец не только приятно утяжелял бокал, но и увеличивал преломляющую способность продукта (простыми словами - солнечные лучики начинали играть всеми цветами радуги).
Таким образом, богемский хрусталь превратился в своеобразный бренд. Популярный и по сегодняшний день.
Алсо, Даниэль Сваровски, впоследствии основатель всемирно известной компании "Swarovski" - как неудивительно тоже был связан с хрусталем. В 1891 году он изобрёл электрическую машину для шлифования хрусталя, а через 4 года основал вблизи австрийского Инсбрука завод по варке хрусталя и изготовлению бижутерии.
И напоследок: как же правильно называть сей предмет? "Богемское стекло", "Богемский хрусталь"? Или, быть может, он вовсе не "Богемский", а, вполне себе, "Чешский"?
Начнем с географического определения. Раньше в Чехии превалировал немецкий язык и территория, соответственно, называлась: Königreich Böhmen - Королевство Богемия. Но в XX веке от немецкого языка стали отказываться, а во всех названиях стало фигурировать слово "чешский".
Следовательно, "чешский" = "богемский."
Но вот, однако же, мы не можем поставить знак равенства между стеклом и хрусталем. Считается (существуют различные нормы качества), что если в стекле от 6 до 36 % оксида свинца, оно может называться хрусталем. Если меньше, то это просто стекло.
Вот такие дела.
Продолжение следует...