18 августа 2022 года вышел очередной новый релиз программы для художников, дизайнеров и иллюстраторов - Krita 5.1. Редактор представляет большой набор инструментов для цифровой живописи, позволяет использовать различные цветовые модели, а также поддерживает работу со слоями изображения.
Пакет написан на C++ с использованием бибилотеки Qt под лицензией GPLv3 и собран для Windows, macOS и Linux. Есть экспериментальные сборки для ChromeOS и Android, но меня интересует в первую очередь Linux.
Для Linux, пакет представлен в виде самостоятельного образа формата AppImage. Размер его составляет 334 мегабайта.
Разработчик заявляет о следующих новшествах релиза:
Слои
- Самым большим изменением в обработке слоев в Krita 5.1 стал проект Google Summer of Code 2021 Сантоша Ангулури: операции для нескольких слоев (MR 888). Он позволяет копировать, вырезать, вставлять и очищать при выделении сразу нескольких слоев.
- Кроме того, в докере слоев было добавлено некоторое количество настроек пользовательского интерфейса: теперь можно контролировать, насколько сильно слои отступают друг от друга в группе. Кроме того, была добавлена кнопка для отображения контекстного меню, когда щелчок правой кнопкой мыши недоступен, и, наконец, слои файлов теперь сообщают, если их файл не может быть найден (MR 1443, MR 1213, MR 1419).
- Появилась возможность рисовать на масках выделения с помощью режимов наложения (MR 1437).
Форматы файлов
- WebP (MR 891, MR 1268). Раньше уже была базовая поддержка WebP, но теперь добавлена полная, с использованием кодека WebP со всеми возможными переключениями.
- Поддержка многослойных файлов Tiff для Photoshop (MR 944). Несмотря на то, что Adobe является хранителем спецификации Tiff, у Photoshop есть уникальный способ сохранения слоев в файле tiff, не соответствующий спецификации: помещение всего PSD-документа в метаданные. Теперь поддерживается загрузка данных из таких файлов. Кроме того, был переработан диалог экспорта для TIFF, и теперь есть загрузка и сохранение метаданных в tiff (MR 1015).
- Поддержка OpenExr для 2.3 и 3+ (MR 1049). Из-за ошибки в системе сборки, Krita не могла видеть OpenExr 2.3 и выше, сейчас это исправлено.
- Улучшено извлечение данных изображения из буфера обмена (MR 1296, MR 1431). Когда вы копируете данные между программами, эти данные помещаются в системный буфер обмена. Иногда, когда это делается с изображениями, программы добавляют несколько разных опций. Был улучшен пользовательский интерфейс, который позволяет вам выбирать, какие из этих параметров вы хотите использовать.
- Слои заливки PSD и цветовые метки (MR 1309). Это позволяет загружать и сохранять цветовые метки слоев в PSD, а также загружать и сохранять слои градиента, узора и цветовой заливки. Это расширяет синтаксический анализатор ASL внутри Krita, что означает, что стили слоев также имеют лучший импорт цветов и узоров. В большинстве PSD эти слои заливки используются в сочетании с векторными масками, которые еще не реализованы.
- Поддержка JPEG-XL (MR 1363). Присоединившись к реализации последней версии Avif, JPEG-XL является новейшим обновлением формата файлов изображений JPEG и одним из новых форматов файлов, разработанных для обеспечения широкой цветовой гаммы и HDR в Интернете. Правда разработчики еще не включили сохранение и загрузку цветовых пространств HDR в JPEG-XL, но то, что уже есть, — это сохранение и загрузка анимации, что делает JPEG-XL первым форматом файла, который не требует FFMPEG для разрешения экспорта анимации.
- Поддержка цветовых палитр ASE и ACB (Commit 6c7ed052). Первый формат используется в приложениях Adobe, второй — используемый Photoshop для описания своего списка плашечных цветов. Но нужно быть немного осторожными с последним, поскольку значения Pantone обновляются довольно часто. Поэтому следует проконсультироваться с типографом, какие плашечные цвета вы хотите использовать.
Технические
Некоторые из самых больших изменений на этот раз были чисто техническими.
- Исправление OpenGl ES для конвейера OCIO (MR 1262). Это означает, что OCIO теперь работает на Android. А также используется новый конвейер GPU для VFX Platform CY2021 (Commit 3d24ed13).
- Необходимо использовать более новую версию Angle для Windows (MR 1373, MR 1353). Т.к. та, которая использовалась ранее, немного устарела, а новая имеет много исправлений. Angle это самый надежный способ использовать OpenGL в Windows.
- Добавлены профили YCbCr (MR 1330). До этого профили YCbCr не поставлялись, потому что не было их открытых версий. Это сделало тестирование некоторых функций довольно сложным, в частности тестирование файлов. Поэтому было создано несколько профилей YCbCr, и они были добавлены в качестве профилей по умолчанию.
- Добавлена поддержка цепочки инструментов llvm-mingw для Windows (MR 1372).
- Разрешена компиляця с помощью RISC-V (MR 1416). Из-за того, что у разработчиков нет оборудования RISC-V, то это в основном для энтузиастов.
- Порт крита с ВК на XSIMD (MR 1404). Используются эти библиотеки для так называемых «векторных инструкций», которые представляют собой особый способ использования компьютера, особенно хорошо работающий для повторяющихся математических операций, таких как смешивание и смешивание цветов. Развитие VC застопорилось, поэтому переход на XSIMD сейчас позволяет нам меньше беспокоиться о будущем. Приятным побочным эффектом является то, что цветные и светлые кончики кистей в конечном итоге дали хороший прирост скорости, а также прирост скорости на устройствах ARM (это планшеты и мобильные телефоны).
- Добавлена возможность сборки Krita с предварительно скомпилированными заголовками (MR 1471). Это то, что в основном полезно для разработчиков, так как сокращает компиляцию.
Удобство использования или юзабилити
- Селектор определенного цвета был расширен за счет предварительного просмотра цвета и опции HSV для RGB. (МР 916, МР 1434).
- Сенсорные жесты (перетаскивание пальцев для панорамирования, масштабирования, поворота) теперь можно настраивать. Вы можете выбрать, какое действие для чего нужно (MR 1341).
- Раньше была очень расплывчатая кнопка, которая говорила что-то вроде «использовать аспект пикселей», прямо рядом с зумом. Эта загадочная кнопка переключала масштабирование холста между отображением пикселей в размере пикселей и отображением холста в его физическом размере. Последнее, если у Krita есть доступная информация, означает, что дюйм в Krita — это фактический дюйм на вашем мониторе, что полезно для печати, в то время как первое более полезно для цифровой работы, такой как игровая графика. Эта кнопка была переработана и стала более понятной (MR 1220).
- Дополнительные настройки всплывающей палитры (MR 922).
- Ярлык выбора двух цветов (MR 1100)
- Отсутствуют ярлыки фильтров (MR 1109)
- Добавлена возможность переключения с прокрутки при выборе предопределенных уровней масштабирования на «плавное масштабирование» (MR 1138).
- Меню последних файлов было переработано (MR 1258, MR 1283, MR 1295, MR 1297, MR 1307).
- Улучшения макета справа налево (MR 1267)
- Различные исправления различных диалогов (MR 1317, MR 1328, MR 1331)
- ползунки hsv к фильтрам настройки. (МР 1438).
- Ограничение поворота только для преобразования привязки, когда нажата клавиша Alt (MR 1440).
- Кнопка сброса и состояние сохранения для цифрового микшера цветов (MR 1361).
- Новая опция Масштабирование (с полями) (MR 1344).
Инструменты заливки и выделения
Deif Lou провел последние 6 месяцев, значительно улучшив функциональность инструментов заливки и непрерывного выделения.
Эти инструменты теперь имеют более организованные параметры инструментов (MR 1360, MR 1453), что необходимо, потому что теперь есть ползунки для переменной мягкости (MR 1174) и правильного сглаживания на основе алгоритма FXAA (MR 1350).
Второй — совершенно новый инструмент Enclose and fill (MR 1415), который позволяет перетаскивать прямоугольник или другую фигуру поверх всего, что вы хотите заполнить, и Krita автоматически определяет, какие разделы заполнять.
Последний состоит из значительных улучшений функции перетаскивания образцов (MR 1135). Теперь вы можете перетаскивать образцы на часть холста, и Krita будет использовать текущие параметры инструмента заливки, чтобы определить, как перетащенный цвет заполнит часть.
Кисти
- Опция графического интерфейса для настройки максимальной скорости кисти (MR 996).
- Добавлена настройка быстрого доступа для потока, затухания и рассеяния (MR 1037).
- Возможность сделать привязку ластиков к помощнику необязательной (MR 1199).
- Добавить больше распределений частиц в двигатель распылителя (MR 1377).
- Можно сделать параметры резкости выравнивания контура необязательными (MR 1405). В зависимости от того, как вы делаете пиксельную графику и чего вы хотите.
- Разрешить отдельные настройки курсора для ластиков (MR 1426).
- Возможность добавить настройку быстрого доступа для переключения контура кисти (MR 1430).
- В Sketch Brush Engine теперь доступно сглаживание (MR 1425).
Прочие изменения
- Опция сохранения последнего кадра в экспорте докера рекордера (MR 1087).
- Добавлена возможность показывать результат в начале экспорта рекордера (MR 1293).
- Добавлен инструмент-помощник эллипса в перспективе (MR 1343). В проекте KDE Season of Code 2022 года Шрирупы Датты помощник по созданию эллипса в перспективе помогает рисовать круги в перспективе.
- Подразделения для помощников линейки (MR 1298).
- Усовершенствован генератор скриншотов (MR 1010), теперь результаты генератора можно сделать более согласованными.
- Различные исправления для G’Mic (MR 1464).
- Теперь, когда операция сохранения не удалась, выдается предупреждение (MR 1410).
- Фильтр «Уровни» теперь можно применять для каждого канала (MR 1067).
Если обзор вам понравился - не забудьте подписаться и поставить лайк 👍! А также, буду рад вашим вопросам, предложениям и комментариям 😉.