— Скажи мне не только как психолог, но и как мужчина: на твой взгляд, я женственна?
— Когда я смотрю на тебя, я вижу женщину. Но, быть может, ты про что-то другое? Почему спрашиваешь? И что тебя волнует?
— Я давно подозреваю, что со мной в плане женственности что-то не так. С одной стороны, мне всегда на это было по большому счёту плевать: я одевалась как хотела, и чаще всего мне удобнее было надевать вещи, похожие на мужские, или унисекс; я вела себя как хотела, и чаще всего я разрешаю себе очень резкие высказывания, если что-то не по мне, и я легко могу добиваться своего, если вижу, что мои интересы грубо нарушаются; плюс, я как-то всегда была больше ориентирована на светскую жизнь и карьеру, чем на семью и вот это всё. Сейчас мне 32 года, и оглядываясь назад, я понимаю, что как-то мужчины меня особо не жаловали. В том смысле, что под окнами серенады мне никто не пел, цветами никто не задаривал и руки с сердцем никто не просил. У меня много друзей-мужчин, у меня, разумеется, были любовники и партнеры, с которыми у нас были разной длительности и глубины отношения, но ни с кем из них я не решалась на совместную жизнь и, упаси господи, поход в загс, но и они меня на это никогда не уговаривали. И вот недавно, в разговоре с подругой, она мне сказала «так что же ты удивляешься, ты ведь в восприятии мужчин – совершенно не женственная, ты для них как друг или коллега, но не женщина». Что это значит?
— Честно говоря, я не могу точно знать, что имела в виду твоя подруга, хорошо бы нам спросить у нее. Но мы, разумеется, можем попробовать догадаться, и я лишь могу тебе со своей стороны сказать кое-что про женственность. Нужно?
— Да, давай обсудим. Интересно, что ты скажешь.
— Во-первых, я предлагаю не считать «женственность» чем-то природным и изначальным. «Женственность» — это культурный конструкт, это понятие, которое, как и многие понятия в обществе, создано для того, чтобы управлять нашим поведением и в чем-то нас ограничивать. Согласись, удобно: разделить всех на «мужчин» и «женщин», потом вбить всем в головы понятия о том, что, дескать, должны делать эти самые «мужчины» и «женщины», и попутно насадить чувство вины и стыда за то, что ты вдруг можешь не соответствовать рамкам этих понятий.
Но конструкты «мужчина» и «женщина» — это лишь частности общего конструкта под названием «хороший человек». Сначала любому человеку при воспитании с помощью наказаний внушается мысль о том, что можно быть «хорошим» или «плохим», а потом уже, когда главный манипуляционный крючок вживлен в ум и тело – можно дальше конкретизировать: от «хорошего человека» переходим к «хорошей женщине», или к «хорошему профессионалу», или «хорошей матери». Там уже не важно, что мы поместим в рамки уточняющего понятия «хороший кто-то» — важно, что человек уже сам привык воспринимать все через призму «хорошее» и «плохое», после чего он без особого сопротивления принимает и более узкие понятия: «хороший представитель чего-либо».
— А разве хорошо и плохо – это не базовые понятия жизни?
— В том то и дело, что нет. Есть субъективные «хорошо и плохо», и они определяются легко: ТЕБЕ по ощущениям хорошо или плохо. Но тут обобщений не требуется, потому что эти субъективные ощущения принадлежат только тебе, и только ты определяешь, хорошо что-то лично для тебя и в данный конкретный момент или плохо. А вот общественные «хорошо» и «плохо» — это результат общественных договоренностей о том, что мы будем считать «хорошим», а что «плохим». И за несоответствие этим договоренностям человек может получить наказание: от легких до тяжелых. Легкие наказания – это «общественное осуждение», когда ты сделала что-то и при этом в тюрьму тебя не посадят и даже штрафа не возьмут, но осуждающие взгляды ты увидишь и почувствуешь (возможно, лишь в своем воображении, да). А тяжелые наказания – это те, которые прописаны в законах и за которые может последовать применение силы по отношению к тебе: штраф, арест или даже казнь.
На мой взгляд, если по-хорошему, то каждому человеку стоило бы относиться к общественным договоренностям как к чему-то логическому, что стоит соблюдать, если ты хочешь жить в этом обществе, но по поводу чего не нужно расстраиваться внутри себя. Ну, это как приехать в другую страну, например, и узнать, что там нужно носить в общественных местах одежду, скрывающую обнаженные ноги. Я думаю, ты тоже в таких странах была. И ты наверняка, чтобы не загреметь в полицию или не нарваться на какое-то сильное возмущение окружающих местных жителей, старалась придерживаться этого дресс-кода, но сама не чувствовала себя виноватой в случае, если ноги всё же оголила. Да?
— Да, разумеется. Я приехала, просто постаралась соблюсти местные нормы, а потом уехала, продолжив удивляться, почему ходить с голыми ногами – это плохо.
— Вот. Но ты ведь не расстраивалась по поводу оголения своих ног? На пляже, например?
— Ни капельки. Вот еще :) Я не считаю это для себя плохим :)
— Совершенно верно. Но если бы ты жила в этой стране с рождения, то тебе, скорее всего, с самого детства таких внушений понавставляли, что ты бы, как и местные женщины, возможно, чувствовала себя виноватой даже при мысли о том, что можно пройти по улице с обнаженными ногами.
— Да, наверное. И, кажется, я понимаю, к чему ты ведешь. Ты имеешь в виду, что и в нашей культуре есть такие общественные нормы, которые как бы вживляются нам через наказания вот с помощью того крючка про «хорошее и плохое»? И мы из-за этого начинаем себя ощущать «не в своей тарелке», если эти нормы нарушаем? Я правильно тебя поняла?
— Да, совершенно верно. И, с одной стороны, то, что мы сейчас с тобой обсуждаем, это ведь всем более-менее образованным людям понятно, да? Но самое интересное здесь то, мы даже на мнимое «осуждение», когда никто нас не ругает и никто на нас презрительно не смотрит, а нам это лишь мерещится в воображении, все равно реагируем ощущением страха и дискомфорта. Можем назвать это сформированным условным рефлексом на «противостояние всем»: вот все считают, что нужно так, а я при этом делаю вот эдак, и мне кажется, что вот эти «все» против меня, и мне от этого страшно и неуютно, потому что будет наказание. Какое? – Не понятно. Но страшно всё равно.
— Да, понимаю, о чем ты говоришь :) А что мне тогда делать с женственностью? :)
— Посмотри на эту «женственность» именно под углом общественной моды и общественных договоренностей в данный момент. С одной стороны, ты знаешь, что в наше время «женственностью» называется определенный набор признаков и символов. И если ты хочешь, чтобы широкий круг «зрителей» тебя воспринимал якобы женственно и тебя не осуждал за «неженственность», то тебе нужно эти признаки воспроизводить. Надо ли это? – Тебе решать. Следование таким предписанным признакам имеет свою стоимость. Не только в усилиях и времени, но и в конкретных деньгах, потому что маркетологи тоже отслеживают и даже формируют новые модные веяния, построенные на стремлении людей соответствовать «правильным признакам женственности». И поэтому все, что в тренде, стоит как правило больше. Ну, если люди платят за избавление от страхов «быть не как все», почему бы на этом не навариться, да? :)
А с другой стороны, есть ведь еще и твои собственные интересы? Ну, а вдруг тебе быть в большинстве случаев «неженственной» — выгоднее и удобнее, чем следовать всем этим общественным признакам? Тебе подруга, например, пеняет в стиле «Вот, а у тебя еще семьи нет, потому что ты недостаточно женственная», а ты при этом понимаешь про себя, что вся эта конструкция, которую люди называют «семейная жизнь», тебе «и даром не нать, и с деньгами не нать». Ну и зачем тебе тогда стремиться ко всем этим «символам женственности», если тебе и так хорошо?
— Да, действительно :) А есть ли какая-то универсальная формула для восприятия вот этих всех общественных «правильных» признаков и норм так, чтобы и изгоем не стать и при этом чтобы не загоняться внутренне от всех этих требований?
— Могу лишь сказать о том, как действую я. Я для себя разграничил две «вселенные»: внутреннюю личную (то, что важно для меня) и внешнюю общественную (то, что важно другим людям извне). И то, что важно для меня, я определяю по своим внутренним ощущениям: как мне будет хорошо? А то, что важно для людей извне, для меня просто внешняя информация. Соответственно, я внешнюю повестку и внешние нужды и требования других людей отслеживаю, но безэмоционально. Это буквально как при поездке в другую страну: я узнаю о том, каковы здесь минимальные требования приличий, чтобы соблюсти их и благодаря этому не попасть под раздачу. Но внутренне мне на эти «нормы местной песочницы» плевать. В том смысле, что я их воспринимаю ровно и спокойно, и мое несоответствие этим «нормам» меня нисколько не расстраивает.
— Я поняла тебя, спасибо. Да, пожалуй, мне это тоже близко. Я пересмотрю повнимательнее все те признаки так называемой «женственности», которым я часто не соответствую, и решу, каким из них следовать, чтобы было самой хорошо и удобно, а какие выкинуть из головы нафиг. Главное, чтобы мне было хорошо? :)
— Для тебя самой – точно да :) А остальные – заняты своими делами и заботами :)