Ахат Хафизов, капитан команды «Кочующие», продолжает цикл статей о татарах Марий Эл
Первая часть: «Татары в Марий Эл: феномен деревни Кульбаш»
В марийской глубинке, недалеко от границы Моркинского и Куженерского районо, расположено довольно древнее татарское селение – Алмаметьево. В этих краях очень живописная природа, с севера на юг территорию Марий Эл пересекают Вятские увалы, которые разбиваются около долины Илети на отдельные горы. Каждая гора тут известна красивым урочищем, старинной легендой, святым родником или памятником природы.
Немного восточнее Алмаметьево (менее километра) находится гора Чукша – самая высокая точка Марийской республики с высотой 278 метров. С Чукши открываются удивительные панорамы на само Алмаметьево и на окрестные деревни и лесные массивы. Более севернее расположена Тумерская гора, далее – Шургинская гора, и еще севернее – Каменная гора. За особенную красоту эти края были названы «Марийской Швейцарией», а на Каменной горе был организован природный заказник для охраны редких растений и животных.
Купец с водяной мельницей
Когда татары появились в этих землях уже доподлинно не известно, в архивах «История сел и деревень Марий Эл» удалось узнать, что впервые тут появился татарин Элмэт (второе имя - Алмамет). Ему понравилась просторная полянка на берегу быстрой речки Ировка, где он решил построить водяную мельницу. Это произошло примерно в первой половине XVIII века. Из преданий было известно, что Элмэт занимался торговыми делами, скупая в марийских илемах пушнину, шкуры, мед, воск и лесной товар, а обратно привозил сюда ткани, орудия труда, зерно, муку. Дело было в том, что в 4-5 верстах от нынешнего селения располагалось село Морки, куда из Казани вел торговый Царевококшайский (Галицкий) тракт. Местные марийцы называли его Озанг корно (Казанская дорога), в Морках дорога делилась на несколько веток, и одна из них вела на север – в сторону Екатерининского (а потом Уржумского) тракта. Поэтому Элмэт и решил построить мельницу около этого большака, чтобы не возить муку и крупы из Казанской стороны. К тому же мельницы в те далекие времена всегда были прибыльным делом.
Понемногу стали селиться на Ировке и другие татарские семьи: кого гнала нужда и большие подати, часть татар уходила из-за политики принудительного крещения, большая волна татарских переселенцев появилась тут после разгрома восстания Пугачева в 1773-1775 гг. Из истории Моркинского района достоверно известно, что в окрестных лесах пряталось несколько отрядов беглецов из казачьего войска, среди них было много инородцев, в том числе, татар и мари. Когда царские войска покинули «усмирившееся» Заволжье, часть татар стала обживаться в этих краях, они женились на местных девушках и строили себе избы, основывая новые выселки около Алмаметьево. Так на берегах речки Ировки появились Татарская Кушня, Тат-Юрдур, Туранча и отдельные выселки, которые позднее объединились в одну большую деревню Алмаметьево.
«Лесные промыслы всегда были в почете у татарского населения»
Местные татары активно начали заниматься лесными промыслами, в пойме Ировки было много сосновых боров, поэтому люди занимались перегонкой смолы. В середине XIX века казанский предприниматель Першин построил здесь смолокуренный завод, было налажено производство скипидара и канифоли, производился древесный уголь. Почти всю полученную продукцию везли на продажу в Казань, а своим работникам Першин платил продуктами питания и разными товарами. Завод проработал почти два десятка лет, но однажды произошел несчастный случай – произошло возгорание зданий.
По воспоминаниям сторожил:
«Паровой котел жалобно и долго гудел, как бы призывая на помощь, но спасти ничего не удалось, завод взорвался. Вытекший очищенный скипидар на речку Ировка ослепительным пламенем горел над водой».
Тем не менее, разные лесные промыслы всегда были в почете у татарского населения, так как земельные наделы были маленькие, и прокормиться с них крестьянским семьям было почти невозможно. Очень часто в зимнее время татары нанимались в лашманы (лесорубы), они занимались заготовкой и вывозкой леса из глухой тайги на берега рек. В стародавние времена у лесорубов не было современной техники, поэтому вывозить лес из глухих и особенно заболоченных урочищ можно было только по зимнику, когда земля замерзнет и покроется снегом. Деловую древесину вывозили на конской тяге и складировали на берегах Ировки, а весной – во время половодья – этот лес сплавляли в сторону Илети, а потом до Волги. Для удобства лесосплава на реке устанавливали плотины и создавали пойменные озера, также в некоторых местах выпрямляли русло реки – делали каналы, укрепляли берега дамбами. Некоторые каналы и пойменные озера сохранились до нашего времени. В лашманы уходили почти все взрослые и здоровые мужчины, это был нелегкий и порой опасный труд, но он позволял без голода пережить зимнее время, а также давал древесину на нужды всей общины.
Татарский разбойник
В самой деревне Алмаметьево для нужд жителей было сделано два пруда - это «Зур арык» и «Кечкенэ арык», (большой и малый пруды). Малый арык в жару сейчас почти полностью пересыхает. Большой пруд пополняется из подземных родников, поэтому вода здесь холодная. Глубина пруда составляет 5-6 метров. Эти два пруда разделены от Ировки плотиной (дамбой). Далее, вниз по реке, прибрежный участок земли называется «Чапар суы». Долина реки, где в Ировку впадает родник, называется «Трашал болыны» (болын - луга), восточнее, вверх по течению родника, на склоне горы находится колхозная пасека, а еще выше луга - Степан корем (с марийского: овраг Степана). Участок колхозного леса от Ировки до границ гослесфонда называется «Наречке».
После событий Пугачевского восстания не все татары мирно осели в деревнях, один из татар по легенде организовал разбойничью ватагу, которая промышляла на торговых трактах. Этого атамана звали Ашнак. По преданиям, он собрал в свою шайку беглых татар и мари, а сам скрывался в глухом бору между Шургинской и Каменной горой. Это живописное урочище до нашего времени называется Ашнак. У Ашнака был огромный казан, где он самолично любил готовить пищу на всю ватагу – от этого и пошло его прозвище, так как с татарского «ашнак, ашнакче» – это повар. Вероятно, что и в пугачевском войске он также был поваром, тем не менее, атамана все уважали и боялись, а легенды про клады и скрытые сокровища на Казанском тракте сохранились до нашего времени.
Первая мечеть
Алмаметьево быстро росло, уже в 1782 г. в селении насчитывалось около 70 человек и 12 домов. А в 1859 году тут проживало более сотни человек. В конце XIX века количество жителей достигло 170 человек, а накануне Первой мировой войны более трех сотен человек.
Поскольку население деревни исповедовало ислам, то местные жители несколько раз обращались с челобитной в губернский центр (Казань) для разрешения на строительство мечети. Такое разрешение на строительство было дано Казанским губернским правлением 4 апреля 1899 года. После чего был сбор средств на строительство мечети, которая была построена в 1905 году. В тот же год первым имам-хатибом был назначен Валиулла Мункин. При мечети было организовано медресе для обучения деревенских детей основам Корана.
Однако после Октябрьской революции, в 20-х годах прошлого века, мечеть была закрыта, а минарет с полумесяцем сломали. В здании мечети открыли сельскую школу, где обучали до третьего класса. Мечеть была деревянная, и к 90-м годам полностью пришла в негодность. Поэтому в 1996 году на совете деревни было решено построить в Алмаметьево новую мечеть. Открытие мечети состоялось 2 сентября 2001 года.
Советы в Алмаметьево
Много событий произошло в деревне в советское время, так, в 1931 году в разных частях селения было основано два колхоза: «Тураш» и «Ярыш». Колхоз «Тураш» организован в 1931 году, председателем которого был избран Ефремов Василий (частично в деревне живет марийское население). В 1934 году организована сельхозартель «Ярыш», первым председателем которой стал Хасанов Шарифзян. В 1938 году появился первый трактор, на котором работал Хатиуллин Сагдулла. Тогда же в деревню провели радио и телефонную линию.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. из деревни был мобилизован 51 человек, из них не вернулись – 40 человек. Самым известным уроженцем Алмаметьево стал Хасанов Хаким Хусаинович, который посмертно был удостоен звания Герой Советского Союза. Во время одного боя он уничтожил 37 вражеских солдат. Его бюст расположен на аллее Славы в районном центре – в поселке Морки.
После войны в деревне стала налаживаться мирная жизнь. В начале 1950 года все хозяйства были объединены в колхоз «Интернационал». Электричество в Алмаметьево было проведено в 1957 году, до этого времени ток вырабатывался на дизельном генераторе и подавался в деревню вечером на несколько часов. Новая школа была построена в деревне в 1987 году.
«Пламя» татарской культуры
Местные татары не забывают язык и обычаи своих предков. На базе Дома культуры (СДК) в 1993 году был создан татарский коллектив – «Ялкын», которому в 1995 году было присвоено республиканским Министерством культуры звание народного коллектива. «Ялкын» неоднократно становился лауреатом и дипломантом различных конкурсов татарской песни и культуры. В настоящее время в штате СДК состоят три творческих работника. В этом же здании расположены библиотека и медпункт. При доме культуры действует летний детский лагерь.
В настоящее время в Алмаметьево проживает около 370 человек, в деревне 140 хозяйств, основная часть населения – татары. На улице Сергея Чавайна компактно проживают мари, есть также и русские жители. Многие татары знают марийский язык, а мари – знают татарский язык.
Почти все жители деревни держат домашний скот и ведут подсобное хозяйство, часть жителей работает на местной пилораме и на предприятии по производству древесного угля. Некоторые местные жители трудятся в поселке Морки, а также за пределами республики Марий Эл.
В Алмаметьево традиционно проводятся национальные праздники Сабантуй, Ураза байрам и Курбан байрам. В мечети для мусульман проводится пятничная молитва.
Марийцы же посещает священные рощи, часовню в деревне Семисола и церковь в поселке Морки. Погребение мусульман производится в деревне Алмаметьево, христиан - на кладбище д. Семисола, а приверженцев язычества - на кладбище в д. Большой Шоръял.
Татарский коллектив «Ялкын» Алмаметьевского СДК ведет деятельность по пропаганде татарской культуры в районе и в республике. Также проводятся туры и выездные концерты в республику Татарстан. Ежегодно участвуют в республиканских мероприятиях «Рамазан», «Сабантуй». Тесно сотрудничают с Республиканским Центром татарской культуры.
Веселиться по-татарски
В Алмаметьево сохранились уникальные древние традиции, так, главным праздником селян был не Сабантуй, а «Кышна Җыены» (Зимние сборы). Кышна Җыены в древности проходил целую неделю, гости и родственники приезжали в аул на запряженных лошадях из Татарстана и из близлежащих деревень. Весело и торжественно проводился Бәйге җыю (сбор подарков), он сопровождался игрой гармонистов и пением частушек (такмаклар). Подарки от деревенских жителей были разные, по финансовым возможностям, обычно дарили платки, мыло, яйцо и другое, а молодые девушки дарили вышитые платочки (чигүле кулъяулык).
После Җыен (по-нынешнему Сабантуй), вечером, проводились вечерние игры (кичке уен). Весь народ играл, пел, танцевал. Все игры местная молодежь проводили под гармонь.
После сбора урожая, в осеннее время, проводились вечерние посиделки (аулак өй), таже в деревне проходили гусиные помочи (каз өмәсе). В праздник Каз өмәсе — днем взрослые жители ощипывают гусей, а молодые девушки несли готовых гусей на коромыслах к роднику для обмывания. Вечером всех селян приглашали на застолье «каз ашы» (гусиный пир). В это время парни присматривали себе в невесты самых лучших и трудолюбивых хозяек. К этому времени в деревне были приурочены свадьбы.
Свадебные обычаи
У татар Моркинского края были свои интересные свадебные обряды. Например, девичий сундук с приданным из избы выносили только те парни, у которых оба родителя были живы. Это было обязательным условием, чтобы молодожены жили вместе долго и счастливо, и имели много детей. И ещё одна особенность татарской свадьбы — если девушка-невеста уходит из отцовского дома в дом будущего жениха, она не должна оборачиваться назад (то есть, чтобы не было желания вернуться обратно). Перед невесткой, пришедшей в дом жениха, под ноги кладут подушку, если она встанет на подушку — то она будет хорошей и доброй, а если берет подушку на руки и заходит — будет злой и сварливой.
В марте 2015 года на базе сельского Дома культуры был создан музейный отдел «Уголок старинного быта». Сюда были собраны предметы быта, домашняя утварь, национальная одежда со всей деревни и из окрестных селений.
Тут проводят национальные праздники, читают лекции для детей, проводят посиделки с татарской выпечкой. Особенно популярны среди детворы мастер-классы по татарской кулинарии, работники дома культуры раз в году обязательно собирают школьников на «Кош теле» - изготовление «хвороста», которым потом угощаются с душистым чаем на лесных травах.
В весенне время в деревне для детей и школьников стали проводить национальный праздник «Карга боткасы» («Грачиная каша»), посвященный приветствию прилетных птиц и чествованию весны. Согласно обряду в один из дней ранней весны, чаще всего с появлением проталинок, дети отправляются по домам собирать крупу, молоко, масло, яйца. Из собранных продуктов готовится каша и лакомства для коллективного угощения.
Где находится, как добраться:
Деревня Алмаметьево
Моркинский район, Республика Марий Эл, РФ.
Координаты:
56.493183, 49.070293
Из Казани следует ехать в сторону Йошкар-Олы (указатель на повороте с Зеленодольской трассы). Далее следует повернуть на трассу Волжск – Йошкар-Ола и ехать до поселка Шелангер.
Потом нужно повернуть на дорогу Шелангер – Морки. В поселке Морки нужно ехать на север в сторону н.п. Алмаметьево.
Подробнее: https://milliard.tatar/news/almametevo-kak-tatarin-almet-osnoval-odno-iz-samyx-znamenityx-sel-v-marii-el-2007