С древних времен мужчины надевали браслеты, чтобы защитить руки в бою, а женщины носили фенечки, как амулеты от темных сил. Каждый период в истории повлиял на украшения, которые сегодня лежат в наших шкатулках.
Мы все так же любим тонкие обручи, которые индианки носили еще давным-давно, серьги со змеиными мотивами, как у Клеопатры, и украшения, богато усыпанные драгоценными камнями, как в XVII–XIX веках.
Мода этих трех столетий заметно отражена и в украшениях сегодня. Давайте посмотрим, что носили тогда и как это проявилось в современных аксессуарах.
Барокко: морской жемчуг и жирандоли
Этот стиль возник в XVII веке в Европе, и со временем стало принято называть его «барокко», что с итальянского переводится как «причудливый» и «вычурный».
Тогда процветала международная торговля, и обогатившиеся купцы стали претендовать на роскошь, ранее доступную лишь дворянам. Ювелиры, чтобы удовлетворить запрос, начали создавать все больше украшений с использованием разных материалов. На первый план вышли яркие драгоценные камни и металлы, а вот лепных композиций и эмали стало меньше.
Два отличительных элемента в дизайнах того времени — это цветы и банты. Пышные, торжественные, подчеркнуто роскошные они символизировали отказ от строгих и простых форм.
В украшениях преобладали:
- выпуклые узоры;
- растительные и цветочные орнаменты;
- четкость рельефа и симметрия;
- множество деталей и конструкций.
Характерными украшениями стиля барокко считаются жемчужные парюры, серьги «шандельеры» и «жирандоли». Если раньше брошь использовалась для скрепления одежды, то в эпоху барокко она, наконец-то, становится декоративным элементом.
Изделия в стиле барокко стали классикой ювелирной моды. Стили и тенденции сменяются, а дизайнеры продолжают возвращаться к барочным мотивам. Давайте посмотрим, как это отразилось на ювелирных коллекциях последних лет.
Рококо: бархотки и эгреты
Зародился стиль в середине XVIII века, как логическое продолжение барокко, и во многом превзошел его в пышности и декоративности. Ему характерны:
- изящные и легкие формы;
- изогнутые асимметричные узоры и линии;
- пастельные тона;
- анималистические мотивы.
Главным украшением в ювелирном гардеробе знатной женщины того времени считались сложные ожерелья, которые отлично сочетались с низкими вырезами платьев. Особенной популярностью пользовались чокеры из ткани — бархотки, которые украшались жемчугом и драгоценными камнями. Также к ним могли крепиться подвески и броши.
Также особое внимание модницы того времени уделяли прическам. Порою дамы носили на головах целые натюрморты из цветов, лент, шпилек, перьев и драгоценных украшений. Именно тогда в моду вошли всевозможные качающиеся при движении, часто ажурные шпильки. Большой популярностью пользовались и эффектные эгреты — украшения, похожие на броши, крепящиеся к головному убору или прическе.
Из-за спроса на изумруды, рубины и алмазы возник дефицит. Поэтому ювелиры стали обращаться к менее дорогим камням: желтому хризобериллу, оранжевому топазу, цитрину. Оттенки этих камней соответствовали цветам архитектуры того времени, что придавало им популярности.
Стилизованные под рококо украшения сейчас встречаются чуть реже, чем аксессуары в барочном стиле, но все равно отыскать их можно. Давайте посмотрим, как выглядят украшения современных ювелиров с мотивами рококо в дизайне.
Классицизм: камеи и благородная простота
В конце XVIII века стала зарождаться эпоха классицизма, которая сменила рококо. Эстетика стиля была связана с обращением к античному наследию, а идеалом красоты считалось древнегреческое искусство с его простыми и совершенными формами.
Ювелирным украшениям в стиле классицизма присущи:
- строгие, симметричные формы;
- обилие утонченных деталей;
- множество драгоценных камней,
- сюжеты древнегреческой и римской мифологии;
- изображение революционных мотивов;
- повторение элементов архитектуры: колонн, ваз, урн.
Французская революция повлияла на общество и его настроения. Люди вдохновились идеями античности, и это отразилось в моде. Роскошные украшения эпох барокко и рококо переделывались, переплавлялись и продавались. Это были сложные времена политических перемен, требующие ресурсов. Чрезмерность осуждалась.
Поначалу украшения практически не носились, но с началом правления Наполеона их стали надевать больше и чаще. И всё же «благородная простота» оставалась в моде.
Открытые уши и линия шеи требовали длинных сережек, а декольте подходило для ожерелий, надетых близко к шее. Популярность обрели камеи из агата, стекла, фарфора и гипса.
Короткие рукава платьев стали поводом носить браслеты на плече, как амазонки. Распространился также жанр траурных украшений: миниатюры из материалов темных оттенков под стеклянным или хрустальным покрытием.
Целостность и гармония форм, ясность строгой симметрии и сдержанность декора классицизма отразились и в современном ювелирном искусстве. Давайте взглянем на примеры.
Переходите на сайт, чтобы увидеть больше украшений в разных стилях с прекрасными драгоценными камнями.
А также поделитесь в комментариях, ювелирные украшения в какой стилистике вам понравились больше: барокко, рококо или классицизм?