Интервью с выпускницей программы «Мир моего ребенка», мамой двоих детей, участницей программы с 2012 по 2017 гг. Программа помогает родителям с сиротским опытом лучше понимать своего ребенка.
Из серии «История опыта».
Моя одноклассница предложила прийти сюда. На тот момент они еще не назывались «Подсолнухом». Моя одноклассница почему-то сказала «Надя, тебе сюда надо». На тот момент моему ребенку было 1 год и 3 месяца. Я осталась и каждые выходные приходила, сама не понимая зачем мне это надо, если честно.
Проблем с ребенком у меня не было. Я родила в 18 лет, возраст молодой, может быть это было и связано с тем, что куда-то нужно было выходить с ребенком. Каждый выходной что-то мы там делали с ней.
В итоге это выросло в 13 лет ходьбы сюда. Мы видели как менялось все. Выезды, в музеи мы ходили с детьми — наверное, нас учили это делать. Нам организовывали эти поездки именно с детьми. Мы везде были с ними в выходные.
Потом, когда у меня появился муж. У него ребенок был — мне не родной. И вот тут я поняла. Все что я проходила мне очень помогло. Во многом — в общении, в проблемах, которые были. Когда возникали у нас какие-то проблемы — я знала, куда я могу с ней обратиться.
Проблем по взаимодействию с не своими детьми много. Я не знала ее от начала до конца. Вообще, очень долго не могла понять почему мужчина оказался с ребенком. Для меня лично это был первый вопрос. Когда она появилась у меня проблем было очень много. Мы их потихоньку решали-решали и я не надорвалась в этом.
Если бы я, допустим, не прошла всю эту школу — я бы, наверное, в это не окунулась. У меня не хватило бы сил с этим работать. С этим ребенком находить общий язык, находить взаимопонимание.
Разница между моей дочерью и его дочерью года четыре. Там пошли другие совсем проблемы. Ревновать начала моя. Мне надо было объяснить ей как она должна себя вести, чтобы его дочери было нормально. Чтобы она не чувствовала, что к ней как-то по-другому… Это все привело в единую ячейку — сейчас мы с мужем расписаны.
13 лет сюда ходила и не могла понять почему я это делаю. Причем ответственно, каждый выходной вставала очень рано утром, когда хочешь спать, брала ребенка и шла. И пользу я поняла когда пришел муж со своим ребенком.
Нас учили как надо обходиться со своим ребенком, что с ними надо играть. У меня в этом проблем не было, если честно. Я понимала, что это ответственность. То есть, четкие позиции — они были, но, скажем так, материнство упущено. Потому что надо было зарабатывать, надо было бегом везде-везде. Я не давала себе где-то расслабиться. Пока четко не исполнилось ей 18 лет.
До 18 лет у нас с дочерью все было хорошо. Я не видела таких проблем, как уход из школы, не приход, выпивки — вот этого не было. Но как только стукнуло 18 она захотела, наверное, иметь свое слово, что ли. И только на этом фоне у нас пошли разногласия.
Я продолжаю общаться с «Подсолнухом» когда надо. Я знаю, что если у меня есть какая-то проблема и я не вижу выхода из нее, то я могу обратиться сюда и мне, естественно здесь помогут.
Комментарий специалиста
Елена Сухорукова, координатор программы «Мир моего ребенка», директор АНО «Родительского центра «Подсолнух»
Этот период характеризуется тем, что для родителя общество открывает новые горизонты, которые у него есть силы осваивать. Он идет, осваивает, но у него, как у любого из нас, есть возможность вернуться в то безопасное место где его могут поддержать и успокоить. Сказать “все в порядке, все хорошо, ты можешь двигаться дальше, у тебя хватит сил”. Такая поддержка, на первый взгляд — просто человеческая, но на самом деле — глубоко профессионально осмысленная. Потому что наша задача не просто быть хорошими специалистами в глазах наших выпускников, а быть тем пространством, которое для него создает длительную, устойчивую, надежную связь…
Естественно, возникают близкие отношения с нашими семьями, потому что это дорога, которую мы идем совместно. Мы становимся свидетелями этих преодолений, этих подъемов, этих кризисов. Когда отношения становятся ведущими — это один из критериев, что семья относится ценно к пройденному пути. И важно для нас, как организации, что семья выделяет свою специфичность и понимает, что со спецификой своей жизни и своими особенностями они могут прийти «Подсолнух», рассказать и получить на это обратную связь.
Елена Петрусенко, психолог АНО «Родительского центра «Подсолнух»
Надя достаточно мотивированный родитель. Она максимально инициировала посещения. И не только со своим ребенком, но и поддерживала других — всегда знала кому нужна какая помощь. Если какой-то семье нужна материальная помощь, если какая-то семья вошла в кризисную ситуацию и боиться рассказать сотрудникам — она об этом всегда говорила.
Надя со своей дочкой строила такие отношения, которые ей самой были доступны в тот момент. Это было непросто — она одна воспитывала ребенка и ей приходилось заботиться о том, чтобы ребенок был и одет, и накормлен, и пристроен. При этом она достаточно молодая мама, ей было важно общаться, узнавать новое, осваивать профессии и искать каких-то людей вокруг себя для того, чтобы общение было безопасным и комфортным.
Некоторые вопросы стали актуальны когда в семью пришла дочка мужа. Это было непростым решением — даже не для пришедшего ребенка и мужа, а для их отношений с дочерью. Надя сама потом говорила, что ей очень важно было иметь опыт выстраивания отношений и информацию о том как это делать. Как минимум самой Марине (ее родной старшей дочке) было важно, что мама занята не только вторым ребенком, а ими обеими, их отношениями.
Надя была одним из тех родителей, кто максимально поддерживал своего ребенка не только в период, когда Марина была маленькая, но и в подростковом возрасте. С теми проблемами, которые возникали у Нади, еще многим семьям предстояло столкнуться. Она хотела иметь знания и помочь ребенку пройти этот период без каких-то страшных последствий — без рискованного поведения. Надя считала, что это невероятная возможность — посещать занятия с подросшими детьми. Чтобы ребенок мог научиться и уже дальше принимать самостоятельные решения.
Надя смогла как женщина, основа семьи, урегулировать, структурировать отношения, дать каждому место. Дети здоровы, дети имеют право на свою точку зрения, их положение в семье ясно — они семья.
Программа «Мир моего ребенка» создана для помощи тем, кто в детстве был разлучен с собственной семьей, рос и воспитывалcя в детском доме (приюте, школе-интернате), а теперь, став взрослым, и сам стал родителем и заботится о своих детях.
Цели программы:
- Поддержка родительской роли в развивающем общении с ребенком
- Получение семьей нового позитивного опыта совместного общения, игры
- Улучшение эмоционального состояния родителей и детей благодаря специально организованным занятиям.