Найти тему
Gem Space Media

Дао WeChat

Оглавление

История и путь WeChat – крупнейшей электронной экосистемы в Азии

С чего начинается день почти каждого жителя КНР? С заводского гудка, производственной гимнастики и чтения цитатника Мао? Это, конечно, шутка. День среднестатистического городского жителя Китая начинается так: он просыпается, смотрит погоду и новости в WeChat (китайское название Weixin), едет на работу на арендованном через WeChat Mobike велосипеде, в офисе подключается к WeChat Work, заказывает онлайн или покупает завтрак и обед в соседней лавочке через WeChat Pay, отправляет подарок маме через WeChat, покупает билеты в кино, вызывает такси обратно, платит аренду, знакомится, вызывает врача – все товары и услуги, доступные горожанину, можно получить через WeChat. В этой статье мы хотим рассказать, как и почему скромный мессенджер и побочный продукт технологического гиганта Tencent превратился в крупнейшую экосистему, которую ежемесячно использует 1,2 млрд человек, и возможностям которой завидует сам Марк Цукерберг.

Начало пути

“Он известен на технологической сцене Китая как художник и философ, а также как яростный борец против всего, что ухудшает пользовательский опыт и впечатление.” (с) Конни Чан, инвестор, Andreessen Horowitz

Программист Аллен Чжан (Чжан Сихолонг)
Программист Аллен Чжан (Чжан Сихолонг)

За каждым великим делом стоит великая личность. В случае с WeChat это программист Аллен Чжан (китайское имя Чжан Сихолонг), чье имя на родине при жизни обросло легендами. Что о нем известно? Чжан родился в 1969 году, в крестьянской семье. Его с детства тянуло к науке и он, помимо занятий в школе, постоянно учился сам, поглощая книгу за книгой. Это позволило мальчику из глухой деревни поступить в Хуачжунский университет науки и технологий (Ухань) и получить степень магистра телекоммуникационной инженерии в 1994-м году. Спустя три года он в одиночку создал одну из первых интернет-компаний в Китае – сервис электронной почты Foxmail. Программа завоевала 33% местного рынка, приобрела 5 млн пользователей и какое-то время была №1 в КНР. В 2000-м Аллен продал свой стартап компании BodaChina за $1,5 млн.

Согласно легенде, Чжан купил машину, погрузил в нее рюкзак и уехал в Тибет на поиски себя. Неизвестно, правда это или нет, но он действительно “пропал с радаров” и появился только спустя 5 лет, когда его детище, Foxmail, переживало кризис – BodaChina по каким-то причинам не занималась развитием продукта и сервис потерял большинство клиентов. В 2005-м его перекупила компания Tencent, которая стремилась уничтожить конкурентов собственного сервиса QQ Mail и укрепить его позиции. Глава корпорации, Пони Ма, предложил Аллену работу.

Пони Ма (Ма Хуатэн) – основатель Tencent
Пони Ма (Ма Хуатэн) – основатель Tencent

Чжан управлял небольшим научно-исследовательским отделом Tencent, возглавлял разработку QQ Mail, и благодаря усилиям его команды в 2008-м почтовый сервис стал самым популярным в Китае. А в 2010-м Аллену стало скучно, он начал изучать новинки рынка электронных коммуникаций и наткнулся на канадский мессенджер Kik, который за 15 дней с момента запуска набрал 1 млн пользователей. Он был бесплатным (в то время за текстовые сообщения приходилось платить) и предлагал очень интересные новаторские функции: отслеживание отправки, получения и прочтения, показывал, когда собеседник печатает ответ, в режиме реального времени. Мало того, некоторые китайские компании уже успели скопировать и запустить перспективный продукт.

Чжан написал Пони Ма электронное письмо, в котором поделился своим мнением: новые мессенджеры представляют для QQ Mail вполне реальную угрозу и предложил не дожидаться беды, а самим создать нечто подобное на базе научно-исследовательского отдела. “Все равно мы занимались исследованиями и никто не знал, что произойдет в будущем. Я набрался смелости и написал это письмо. Так все началось” – рассказывает Аллен Чжан. Пони Ма ответил: “Приступайте немедленно.”

-4

Несколько занимательных фактов про Аллена Чжана:

  • он нелюдим и не ходит на встречи выпускников;
  • не посещает приемов и корпоративных мероприятий, и однажды спрятался в туалете;
  • когда его команда заходит в тупик решая сложную задачу, они включают рок-н-ролл на полную мощность и таким образом “перезагружаются”;
  • отличный игрок в гольф;
  • постоянно конфликтует с Пони Ма по поводу WeChat да так, что тот вызывает машину и отправляет Чжана домой, остыть.

Дорога вверх

“WeChat окончательно доказал, что за личными сообщениями, особенно в небольших группах – будущее. Это универсальная утилита для бизнеса и жизни, и это – новый путь.” (с) Джеффри Тоусон, профессор отделения инвестиций Пекинского университета

Заставка WeChat
Заставка WeChat

Изначально над проектом работала команда из семи человек во главе с Чжаном. К ноябрю 2010-го у них был готов прототип, носивший китайское название Weixin. В основном, приложение копировало Kik, мало чем отличалось от конкурентов и было запущено в январе 2011-го без особого шума и рекламы. Гораздо большие надежды руководство Tencent в то время возлагало на QQ Mobile – упрощенную версию QQ Mail для смартфонов. Отклик аудитории на Weixin был довольно вялым и на это имелась очень веская причина – конкурент.

Примерно в одно время с Weixin на рынок вышел мессенджер Talkbox, мгновенно завоевавший популярность миллионов. В чем же был секрет его успеха? В одном нюансе – помимо текстовых сообщений, пользователи Talkbox могли отправлять голосовые. Дело в том, что на телефоне невозможно писать иероглифами. В Китае существует латинская версия письма, но она была создана в середине 50-х и старшее поколение не было с ней знакомо, а многие и вовсе не знали грамоты. А так как жители КНР трепетно относятся к родителям, дедушкам и бабушкам, стараются почаще с ними общаться, то голосовые бесплатные сообщения стали для них настоящей находкой.

-6

Пони Ма предложил основателям Talkbox продать стартап, но те отказались. Тогда следующая версия тогда еще Weixin вышла с функцией голосовых сообщений, полностью скопированной у конкурентов. Также появилась возможность перенести учетную запись и контакты из QQ в мессенджер, а с учетом того, что почтовый сервис Tencent был самым популярным в стране, к осени 2011-го аудитория Weixin достигла 30 млн, значительно опередив конкурента. Следующая версия мессенджера была дополнена возможностью поиска людей поблизости – пользователь мог видеть аватарку, имя другого человека и расстояние между ними – это сделало приложение вирусным.

“Встряхните смартфон”
“Встряхните смартфон”

Разработчики продолжили развивать социальную сторону приложения и предложили функции: “Shake” (встряхивание) – вы встряхиваете смартфон, а он автоматически связывает вас с тем, кто в этот момент делает то же самое, и “Drift bottle” (послание в бутылке) – вы пишете сообщение, отправляете его на просторы интернета и любой пользователь Weixin может вам ответить. Примечательно, что эти разработки – инициативы Аллена Чжана, который знаменит как философ-одиночка, имеющий проблемы с социальными контактами. Тем не менее они стали безумно популярными и к концу 2011-го количество подписчиков выросло до 50 млн человек.

-8

В начале 2012-го в мессенджере появилась одна из важнейших составляющих будущей экосистемы – QR-код. Каждый пользователь получал уникальный код и мог, просканировав код на смартфоне другого человека, добавить его в друзья, посмотреть каталог товаров, меню, расписание. Через три месяца (14 после первоначального запуска) количество подписчиков выросло до 100 млн. К примеру, Twitter на это потребовалось 65 месяцев, а Instagram – 26.

Weixin получил английское название WeChat, что показывало желание выйти на мировой уровень. Приложение стало доступно на английском, португальском, тайском вьетнамском и индонезийском языках. В версии 4.0 появилась вкладка “Moments” – нечто среднее между Twitter и Instagram, но содержание которой могли видеть и комментировать только друзья. В мае 2013-го в мессенджер были добавлены игры и возможность привязать к ним банковский счет – это стало настоящим прорывом.

Прорыв с WeChat Pay

Месси рекламирует WeChat
Месси рекламирует WeChat

100 млн, 200 млн, 300 млн клиентов – это много, но не для азиатского рынка. Настоящий прорыв WeChat удалось совершить, подключив систему платежей. Пользователи со своего счета могли оплачивать игры и цифровые продукты, а вскоре были обновлены QR-коды, сканируя которые, можно было оплачивать товары, в частности на появившихся общедоступных аккаунтах брендов, банков, сервисов доставки, авиакомпаний и не только. В WeChat появились аккаунты универмагов, кафе, кинотеатров и даже McDonald’s. К концу 2013-го программой пользовались 600 млн человек.

Следующие обновления были посвящены разработке этого перспективного направления WeChat Pay и стимулированию клиентов использовать платежный сервис как можно чаще. Появилась возможность не только делать покупки, но и оплачивать счета, заказывать еду в ресторанах. Tencent инвестировал в общей сложности $45 млн в стартап Didi – сервис такси и каршеринга, и пользователи WeChat Pay получали на поездку небольшую скидку $1-2. Сейчас Didi занимает самую большую часть рынка услуг такси в Китае и выкупил местное отделение Uber.

Красные конверты
Красные конверты

На празднование нового 2014-го года Лошади по восточному календарю, что символично – глава Tencent Ma Хуатэн носит прозвище “Пони”, так как его фамилия по-китайски значит “лошадь”, WeChat запустил один из своих самых популярных разделов – “Красные конверты”. “Красный конверт” или хунбао – это традиционный денежный подарок на Новый Год. Сумма может быть совсем небольшой, но сам конверт символизирует пожелание процветания и денежного благополучия в следующем году. Люди, подключившиеся к WeChat Pay, отправили сотни миллионов виртуальных хунбао на сумму 500 млн юаней, а чтобы иметь возможность это сделать, к мессенджеру подключилось еще несколько десятков миллионов человек. И это до сих пор одна их самых популярных функций мессенджера, счет красным конвертам идет на миллиарды.

В этом же году бренды получили возможность открывать магазины непосредственно в WeChat – покупателям больше не нужно было переходить на сайт, чтобы купить и оплатить понравившуюся вещь. Также к системе QR-кодов начали подключаться торговые точки по всей стране – будь то бутик Chanel или лоток по продаже газет или лапши. Любую покупку можно было оплатить, отсканировав код. Также с помощью кода пользователи могли давать чаевые, что очень важно – в Китае традиционно принято оставлять небольшие суммы сверх заявленных.

Дальнейшая интеграция WeChat

“Многие китайцы проводят около трети своего онлайн-времени в WeChat. Если бы WeChat был человеком, он должен был бы быть вашим лучшим другом, чтобы вы были готовы общаться с ним настолько часто. Как я могу размещать рекламу прямо на лице вашего лучшего друга?” (с) Аллен Чжан

-11

Весной 2016-го в WeChat появилась новая функция – рабочие чаты WeChat Work. Это было логично, ведь большинство рабочих контактов уже использовали мессенджер. Обычно пользователи заводят два аккаунта: один для друзей и семьи, другой для работы, чтобы не смешивать контент. 80% китайских компаний из списка Fortune 500 используют приложение для внутрикорпоративного общения и контактов с клиентами.

В 2017-м к мессенджеру добавились мини-приложения (мини-аппы), которые можно подключать, исходя из собственных интересов: поэзия, ответы на школьные или университетские задания, программы для сна, календарь здоровья, прокат велосипедов, шагомеры, благотворительность, мода, общение родителей, соседний продуктовый – сейчас количество нишевых мини-приложений исчисляется сотнями, а суммы транзакций между ними – миллиардами долларов, что заставляет нервничать, к примеру, Baidu (китайский Google).

Полиция Didi – следит за порядком в такси и использует WeChat
Полиция Didi – следит за порядком в такси и использует WeChat

По данным за 2021-й год WeChat активно пользуются 1,2 миллиарда человек ежемесячно, каждый из которых тратит на него в среднем 77 минут в день, а 17% ежедневно проводит в приложении по 4 часа и больше. Кто же пользуется WeChat – популярным мессенджером, о котором в России, Европе и Америке мало что известно?

  • В подавляющем большинстве это молодые люди от 20 до 35 лет;
  • жители Китая или китайцы, которые переехали за границу – в Южной Африке насчитывается 5 млн пользователей;
  • иностранцы, проживающие в Поднебесной. Кстати, замечено, что они больше зависят от приложения, чем местные жители;
  • предприниматели из разных стран, ведущие дела с Китаем.

Пытался ли WeChat выйти за пределы азиатского региона? Конечно пытался, пытается сейчас и будет пытаться. Но эксперты считают, что в ближайшем будущем этого не произойдет – слишком велика разница в менталитете и культуре, что, естественно, влияет на дизайн и функционал приложения, и слишком велика конкуренция с Google и Facebook. Хотя Марк Цукерберг не раз заявлял, что хотел бы, чтобы его детище переняло некоторые функции у WeChat – например, платежную систему, но это трудно осуществимо из-за огромного количества международных лицензий – или уменьшить количество рекламы, что тоже сложно – социальная сеть слишком зависит от рекламодателей.

-13

Существует мнение, что китайцы все свои технологии копируют у Запада. Это и так, и не так. Эти ребята – действительно, мастера "реверс-инжиниринга", что, конечно, не очень этично, зато дёшево и практично. После воссоздания импортного продукта, его дорабатывают и модернизируют, как и получилось с WeChat. Из-за некоторых особенностей политического строя, Китай не может допустить прихода западных технологий в их изначальном виде. Но стоит помнить, что это страна стартапов, причем, с огромным количеством умных и предприимчивых людей.

Да, Аллену с его мессенджером пришлось очень нелегко, конкуренция была огромной. Только постоянное внедрение инноваций, бережное и чуткое отношение к пользователям, чутье и талант позволили WeChat стать "главным по переписке". Кстати, об отношении к пользователям. В музее истории корпорации Microsoft на стене висит красный телефон. Надпись рядом поясняет, что, сняв трубку, можно услышать голос самого важного человека в компании. Аллен Чжан явно там бывал, слушал... Слушал голоса клиентов, разговаривающих с техподдержкой. Таков секрет успеха и на Западе, и на Востоке – уж здесь китайцы скопировали всё идеально.

Читайте также:

-14

Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам еще. А если вам нравится, что мы пишем – установите мессенджер Gem4me, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!