Друзья, сегодня я хочу обсудить с вами женскую тему в серьёзном мужском фильме.
Это "Девять дней одного года"
Фильм старый, 1961 года выпуска, о физиках - атомщиках. Режиссёр Михаил Ромм. По итогам опроса читателей журнала «Советский экран» был признан лучшим фильмом 1962 года. Несколько первых премий и дипломов международных кинофестивалей.
Говорят, что в 60-х годах был очень популярным. Я, увы, этого не помню, поскольку была мала. В более старшем возрасте тоже не удалось посмотреть полностью, постоянно что-то мешало, видела только кусками. Короче, пазл не складывался. И вот удача - и время есть, и показ на большом экране. Есть возможность погрузиться в ту эпоху и почувствовать ситуацию.
А ситуация там сложная. И в физическом и психологическом плане. В физическом - физики-ядерщики пытаются закончить сложные исследования. А в психологическом - пытаются разрулить отношения внутри любовного треугольника. На его вершинах : Дмитрий Гусев, Илья Куликов, Лёля.
Гусев (Баталов) - физик- экспериментатор. Куликов (Смоктуновский) - физик-теоретик. Лёля ( Лаврова)- тоже физик. Они вроде как друзья.
Куликов любит Лёлю. Лёля любит Гусева, но готова выйти замуж за Куликова потому, что Гусев, может и любит её, но физику любит больше. Она это прям так Куликову и рассказала. Он на аэродроме спрашивает девушку, которая уже(!) дала согласие выйти за него замуж: "Было ли у тебя что-либо с Дмитрием?" Лёля отвечает утвердительно, уточняя, что за шесть лет было лишь несколько встреч в гостиницах и в квартире подруги, и полнейшее невнимание в остальное время
Вот спрашивается, нафига она рассказывает это своему вроде как жениху? Кому нужны эти подробности? Только героине. Ей хочется говорить о Гусеве, а чувства Куликова её не интересуют.
Проходит два месяца... За это время Дмитрий Гусев, при выполнении эксперимента получивший значительную дозу радиации, закончил курс лечения в клинике. Встречать его в больницу приходит Лёля. Сидит в вестибюле с гладиолусами долгое время. Ждёт. Через какое-то время туда приходит Куликов. Тоже с гладиолусами. Видит невесту. Удивлён. Та сообщает, что сидит давно. Куликов садится рядом.
Тут удивляюсь я. Они вроде как собрались пожениться, так почему за два месяца не поженились? В те времена срок ожидания в ЗАГСе был небольшой. Потом поняла, что ,вероятно, они не хотели жениться, пока друг в больнице. Как же на свадьбе без друга-то. И вот они пришли в больницу, чтобы , помимо прочего, сказать ему о своих намерениях. Но снова вопрос, почему пришли не вместе?
Гусев же к друзьям не торопится, общается с медперсоналом. Может ему тот же персонал не сообщил, что его ждут или он уверен, что его дождутся?
Чуть не ошибся, друзья побросали гладиолусы в мусорную урну и развернулись к выходу, когда на лестнице появился Гусев. Никакого тепла от него не исходило, сразу какие-то разговоры о термоядерных зарядах и решение ехать в ресторан.
В ресторане пара тоже не сообщила о своём намерении пожениться. Куликов, увидел знакомого и убежал пообщаться, а за это время Лёля увидела в глазах Гусева слёзы и решила, что он её по прежнему любит. А может слёзы от того, что Гусеву сообщили, что при плохом прогнозе ему осталось жить один год и он переживает, что не успеет закончить свои изыскания?
Но выяснять отношения там не стали. Друзья пошли гулять по Москве и, проходя мимо почтамта Лёля и Гусев решили зайти, поговорить в знаковом для них месте, оставив Куликова на улице. И он остался, предоставив любимой женщине возможность самостоятельно разрулить ситуацию.
Там ей Гусев сообщает о прогнозе врачей насчёт продолжительности его жизни.
- Слушай, Гусев. Тебе будет легче, если этот год я буду рядом с тобой? - спрашивает Лёля.
А Гусев говорит: "Нет, это излишняя роскошь"
Но Лёля всё решила за двоих и когда замёрзший Куликов является, чтобы напомнить о себе, Лёля сообщает, - они с Гусевым женятся. И никакого угрызения совести, ни доброго слова другу. Куликова никому не жаль.
И Гусев, что интересно, не отказывается. Вот такая трагедия...Шекспира...
Далее была свадьба... Лёля добилась своего. Если бы фильм был об отношениях, то на этом можно было бы и закончить. Как в сказках бывает - женился Иван -царевич на Василисе Прекрасной ,тут и сказке конец. Но фильм о физиках, о расщеплении ядра, цель-то ещё не достигнута. И пришлось молодой жене погрузиться в бытовуху. Муж весь в работе. Приходит поздно, уходит рано, внимания минимум.
Лёля утром просыпается, не знает, что приготовить мужу: яичницу он не любит, а кашу готовить не умеет. И каждый раз её накрывают муки совести: " Я плохая жена!"
Нет, я понимаю, что сценарий писал мужчина, фильм снимал мужчина, но можно же было проконсультироваться хотя бы у своих близких женщин, как ведёт себя любящая жена ( а Лёля же любит? Или нет?) , когда ей надо обустроить быт любимого (фактически, больного любимого), да и свой в том числе. Да, их городок небольшой, но женщины-то есть, можно рецепт спросить. Опять-же, поваренная книга была почти в каждом доме.
Потом каша как-то сварилась, правда пересолена. Но муж не заметил, он увлечён статьёй в газете. Претензии, что мало внимания уделяет жене.
Вот тут я в очередной раз удивилась... Гусев, конечно, человек в быту непростой. Даже очень непростой... А что, Лёля не знала, что это за человек? Что он увлечён только физикой, что это дело его жизни? Или после свадьбы он вдруг охладел к кю-мезонам, или что там они изучали?
Не охладел. Так что изменилось? А изменилось то, что за этот год она Гусева видела много чаще, чем за предыдущие шесть лет, как она когда -то жаловалась Куликову. А это повод для радости. ))) Но Лёля любит страдать.
Вышла бы замуж за Куликова, купалась бы во внимании. Он вон приехал в командировку в их город, сразу в их дом с духами для Лёли. А та так холодно к этому отнеслась - её в этот момент раздирали муки, почему муж не сказал, что вызвал Куликова.
Это разве повод для терзаний?
Я так понимаю, что для того, чтобы показать психологический конфликт, у авторов просто не хватило сил. Вся фантазия ушла на показ сложного и опасного (и это правда) труда ядерщиков.
Фильм-то был снят в сложный политический период , тема перспектив, вырисовывающихся перед человечеством, будоражила умы. До женской ли психологии тут?
Но время идёт и сейчас смотришь на всё это другими глазами. Атом атомом, а простое человеческое счастье никто не отменял. Вот и Лёля бьётся за своё счастье, как может. Как многие из женщин - оторвавшись от реальности. Вот она всё решила за двоих, дотянула его до ЗАГСа и всё, готова ждать чего-то большего, чем до оформления отношений. Думать, что он изменится. Не изменится никогда! Нет, любой другой может поменяться, если любит, но в этом случае и тянуть на аркане никого не надо.
Лёля забыла, что она, вроде как, собиралась помогать Гусеву прожить сложный для него год. А что получается? Требует внимания, времени для себя. Того времени, которого ему не хватает на эксперименты. Ну, физик, что с него взять.
Был перед ней пример женщины, которая служила своему мужу - гению. Но это, конечно, ...труд ещё тот. Это жена Синцова, учителя Гусева. Когда тот хватанул смертельную дозу радиации и попал в больницу, то она прибежала к нему, как была- в домашнем платье и фартуке. Одно слово, домохозяйка. Так Синцов сначала закончил свои научные дела и только потом, чувствуя, что умирает, позвал жену. До этого та безропотно ждала. Надо понимать, такая жизнь - её сознательный выбор.
После новой дозы облучения Гусев вновь попадает в больницу, но не теряет твёрдости духа. К нему в палату перед операцией приходит Куликов. Поддержал и спустился в вестибюль. А там оказалась Лёля. Сидит, ждёт. Вот я не поняла, а почему она не поднялась в палату, чтобы мужа обнять, прижать, так сказать, к груди? Или она была, но не показали? А почему? Вот мне такие отношения не понятны.
Потом выходит нянечка и передаёт Лёле записку от мужа. ( А с Куликовым нельзя было? Или уж вдогонку придумал?) Там шуточный текст с приглашением в "Арагви" и троица человечков, стоящая цепью, взявшись за руки.
И тут своеобразная цепная реакция!))) Интересно, в ходе реакции исходные вещества человеки в какую цепь превращений вступят?