Понятие функциональной грамотности не ново для современных школьников и педагогов. Уже несколько лет москвичи участвуют в исследованиях уровня функциональной грамотности у детей (в том числе и международных) и показывают высокие результаты.
Что же такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – это способность человека самостоятельно и эффективно использовать полученные знания и приобретенные навыки для решения жизненных задач.
– Функциональная грамотность (читательская, естественно-научная, математическая, финансовая, цифровая) является дополнением к предметной подготовке в школе. Это грамотность для жизни. В школьной программе ее невозможно выделить в какой-то отдельный предмет. Она затрагивает всю образовательную программу, являясь метапредметным знанием, – считает Роман Дощинский, начальник отдела Московского центра качества образования.
В 2021‑2022 учебном году Московский центр качества образования провел диагностику функциональной грамотности (читательской, естественно-научной, математической) учащихся 5‑х классов. Исследование проводилось в компьютерной форме. Ознакомиться с демоверсией работы можно на сайте МЦКО в разделе «Мониторинг и диагностика»/ «Компьютерные диагностики».
В диагностике школьникам предлагаются задачи, поставленные вне предметной области, но при этом предполагается, что решаются они при помощи предметных знаний, а также жизненного опыта учащихся. Такие задания моделируют жизненную ситуацию, носят проблемный характер, предполагают возможную множественность решений.
Кроме того, изложение задачи простым, неакадемическим, понятным языком, возможность найти интересный способ решения, «перевести» задание с обыденного языка на язык предметной области (математики, географии, биологии, физики) вызывают в учениках активный отклик, создают внутреннюю мотивацию для собственного оригинального решения.
Читательская грамотность
Бесспорно, база читательской грамотности закладывается и оттачивается учителями-словесниками. Функциональное чтение, которое сегодня называют продуктивным, смысловым, аналитическим, целевым, носит прикладной характер, аккумулирует все читательские и аналитические навыки учащихся, без которых нельзя успешно освоить материал любого предмета. Умение точно работать с фактом, находить и извлекать заданную информацию, верно ее интегрировать и интерпретировать, анализировать и давать аргументированную оценку – условие успешного освоения любой предметной области. А это требует выработки новых приемов эффективной работы с текстом, которые, к сожалению, у многих сегодняшних школьников вызывают существенные затруднения. И в первую очередь это относится к навыкам оценки чужого высказывания и корректного продуцирования собственного.
Примерами заданий, направленных на развитие и оценку навыков читательской грамотности, могут быть задания, в которых ученику предлагается соотнести факты, компоненты текста, трансформировать сплошной текст в несплошной и наоборот (например, изобразить правило/определение в виде алгоритма или таблицы, создать сюжетную схему литературного произведения); соотнести описание и изображение; аргументировать свой ответ, подкрепляя свои суждения примерами из текста; обнаружить противоречия в соположенных текстах; восстановить лакуны или общую логику текста; создать собственное развернутое высказывание по запрашиваемому контексту. Отрабатывая функциональные навыки, нужно сделать так, чтобы ученик не просто увлекался материалом. Важно, чтобы это было предельно полезным. Так, очень эффективными оказываются задания, имитирующие форум-полилог, участники которого обсуждают какую-либо заданную проблему.
Такие задания учат школьников вычленять позиции высказывающихся, избранные ими способы трансляции собственного мнения, удерживать в сознании общее смысловое ядро полилога, выявлять логические взаимосвязи, демонстрирующие позиции участников диалога. Но при этом важно и то, что работа с таким материалом позволит учителю научить школьника отличать факт от мнения, справляться с возможными способами речевой манипуляции, грамотно, точно, лаконично высказываться, корректно аргументируя собственную позицию, принимая ту или иную сторону в диалоге. А это закладывает основы речевой культуры подрастающего поколения.
Математическая грамотность
Важной составляющей функциональной грамотности является математическая грамотность – способность математически рассуждать, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных контекстах реального мира: личностных, общественных, профессиональных, научных и учебных.
Широкая применимость математических знаний в современном мире ставит задачу формирования математической грамотности перед учителями практически всех учебных предметов, но первую скрипку здесь, конечно же, должен играть учитель математики.
Большое место в программах по математике занимает обучение решению сюжетных задач. Именно они в модифицированном виде могут быть использованы и для формирования функциональной математической грамотности учащихся. Им нужно лишь придать форму контекстных задач, которые используются во всем мире для формирования и оценки функциональной грамотности, и организовать деятельность учащихся так, чтобы обеспечить достижение не только предметных, но и метапредметных результатов: кейс-метод, учебные дискуссии, метод проектов, деловые игры, проведение урока вне стен школы.
Естественно-научная грамотность
Различные исследования уровня сформированности естественно-научной грамотности у российских школьников (в том числе международные) показывают как минимум две важные особенности. Первая из них заключается в том, что ученики российских школ хорошо решают задания, лежащие в пределах привычного предметного контекста, но хуже справляются с задачами межпредметного характера и задачами из реальной жизни, требующими применения знаний и умений, полученных на уроках предметов естественно-научного цикла.
Уйти от шаблонности формируемых на уроках знаний и умений учителю помогают задания, имеющие контекст, максимально приближенный к жизни. Сконструировать такие задачи несложно. Достаточно при подготовке урока задать себе вопрос: «Где то, о чем мы будем сегодня говорить на уроке, пригодится моим ученикам в будущем?»
Вторая особенность – это превалирование содержательного знания над процедурным. Выпускники российских школ в большинстве своем знают, что курить вредно, а коэффициент трения о резину у льда меньше, чем у асфальта. Но объяснить, с помощью каких процедур (наблюдений, измерений, экспериментов) эти знания были получены и как организовать проверку новых фактов или хотя бы оценить качество такой проверки, выполненной другими людьми, детям бывает тяжело, так как они редко сталкиваются с осознанным выполнением данных процедур в практической деятельности на уроках.
В результате уже во взрослом возрасте им тяжело понять, можно ли доверять рекламе, где говорится о безвредности электронных сигарет или эффективности электронных систем автомобиля при торможении на льду.
Для преодоления этой проблемы можно посоветовать больше внимания уделять возникновению научного знания. Зачастую известные ученые прошлого остаются в памяти учеников просто пантеоном на стенах кабинета физики или биологии. В лучшем случае по окончании школы выпускники могут оценить вклад в науку некоторых из них. Но ведь самое интересное и познавательное заключается в том, как величайшие ученые пришли к своим открытиям.
Полезные ресурсы
Для оказания помощи учителям в переходе к обучению в соответствии с требованиями новой редакции ФГОС общего образования Институтом стратегии развития образования РАО разработан пакет примерных рабочих программ по учебным предметам. Материалы можно найти на официальном сайте.
Открытый банк заданий, включающих элементы функциональной грамотности или целиком ориентированных на формирование функциональной грамотности по русскому языку и естественным наукам, размещен на сайте ФИПИ.
Системную работу, направленную на повышение уровня функциональной грамотности, проводит Московский центр качества образования. МЦКО подготовлена серьезная ресурсная база: демонстрационные варианты работ, своего рода тренажеры, образцы для составления такого рода заданий, размещены в открытом доступе на сайте МЦКО в разделе «Мониторинг и диагностика».
Елена ПОНОМАРЕВА, доктор филологических наук, ведущий эксперт МЦКО;
Мария ШАБАНОВА, доктор педагогических наук, заместитель начальника отдела МЦКО;
Азрат САФАРОВ, методист МЦКО
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».