Как стать успешным начинающим логопедом.
Практические уроки от советского логопеда.
Урок 3. Вопросы организации логопедических занятий индивидуально и в условиях массового дошкольного учреждения.
С первых дней поступления детей в дошкольное учреждение воспитатель в процессе общения с ними знакомится с каждым ребёнком в отдельности и с его поведением, характером, привычками, навыками, с его физическим и умственным развитием и, конечно с развитием речи.
Установив с детьми контакт посредством занимательной игры, беседы, занятия, привлекающих внимание детей и возбуждающих их интерес, воспитатель исподволь наблюдает за речью ребёнка и отмечает как её положительные стороны, так и недостатки. Если он обнаруживает те или иные неправильности в речи детей, например: бедность словаря, ошибки в грамматическом построении предложений, дефекты в произношении звуков, нарушения ритма и темпа речи, берёт этих детей на учёт и затем проводит индивидуальное, детальное обследование их речи вместе с учителем – логопедом.
Детальное обследование речи следует проводить в спокойной обстановке, в изолированной комнате, чтобы ребёнка ничего не отвлекало.
При обследовании педагог пользуется логопедическим альбомом (см. приложении0, в котором на каждой странице имеются картинки, название которых включают обследуемые звуки речи. Каждый звук должен быть в начале слова, в середине и в конце, например: самолёт, капуста, автобус (звук с).
Кроме предметных картинок, на каждой странице альбома имеются сюжетные картинки для становления предложений, слова которых включают данный звук, например:
Мальчик дает собаке кусок сахара.
Дети катаются на санках.
Мальчик рисует.
Воспитатель показывает ребёнку предметную картинку и просит сказать, что на ней нарисовано, а затем показывают сюжетную картинку, просит рассказать, что он на ней видит. Если ребёнок не сможет назвать картинку, педагог сам называет её и предлагает ребёнку повторить за ним. В это время как ребёнок проговаривает слова и фразы, педагог, прислушиваясь к характеру его произношения, отмечает имеюшиеся недостатки (отсутствие того или иного звука, замена одного звука другим, искажение звука). А также качество грамматического построения предложения и записывает свои наблюдения в личную карту обследования речи (см. образец).
Если ребёнок произносит звук правильно, воспитатель ставит в соответствующей графе плюс ( + ), если неправильно, отмечает характер искажения ( каким звуком ребёнок заменяет проверяемый звук или как его произносит). Если ребёнок совсем не произносит необходимого звука в графе ставит черту ( - ).
Желательно, чтобы педагог в карте, внизу, записал, как ребёнок произнёс слова, например: собака – тябатя или алека.
Выводы из результатов обследования, диагностики. Проведенное обследование позволяет педагогу чётко представить общую картину состояние речи каждого ребёнка и всей группы в целом. Всех детей в речи, в речи которых есть отклонения от нормы, воспитатель берёт на учёт. Он внимательно наблюдает за ними, незаметно, но постоянно и настойчиво, всеми имеющимися в его распоряжении средствами стремится воспитатель у детей правильную речь.
Воспитатель старается не допускать быстрого темпа речи у детей, так как знает, что это иногда является благоприятной почвой для развития заикания и неправильного произношения звуков. В процессе занятий воспитатель выправляет и уточняет произношение детей. Этому во многом способствует проведение артикуляционной зарядки и игр, имеющих целью вызывание и закрепление того или иного звука. Воспитатель развивает у детей наблюдательность, слуховое внимание, умение отличить правильное произношение от неправильного, развивает у них навык подражательности.
Если в группе есть дети со сложным косноязычием, недоразвитностью речи, гнусавостью, заиканием, воспитатель, кроме фронтальных групповых занятий, проводит с ними индивидуальные занятия.
После выявления тех или иных недостатков речи у детей в группе воспитатель составляет план фронтальной или индивидуальной работы с ними.
Фронтальные занятия включаются в общий план работы по развитию речи или проводятся индивидуально с учителем – логопедом по развитию речи. Кроме того, воспитатель составляет план индивидуальных логопедических занятий. Для индивидуальный работы, кроме личной карточки, нужно завести на каждого ребёнка тетрадь (дневник), в которую записывается индивидуальный план работы с ребёнком, ход каждого занятия, упражнения и текстовой материал, использованные на данном занятии, а также отмечаются результаты занятия.
Эта тетрадь должна отражать весь ход логопедических занятий и, кроме того, служить пособием для родителей, которые дома занимаются с детьми по заданию и указаниям воспитателя. По окончании индивидуальных занятий, когда недочёты речи уже устранены, педагог в заключительной записи подводит итоги. Индивидуальные занятия следует проводить ежедневно, выделяя для этого 5- 10 минут. Удобнее всего проводить их в часы самостоятельной игры детей.
В индивидуальной тетради наряду с упражнениями и текстами должны быть вклеены красочные картинки на слова, фразы, содержащие звук, артикуляция которого должна быть закреплена.