Найти тему

Урок 3. Как стать успешным начинающим логопедом.Практические уроки от советского логопеда.Урок 3. Вопросы организации индивидуальных заняти

Как стать успешным начинающим логопедом.

Практические уроки от советского логопеда.

Урок 3. Вопросы организации логопедических занятий индивидуально и в условиях массового дошкольного учреждения.

С первых дней поступления детей в дошкольное учреждение воспитатель в процессе общения с ними знакомится с каждым ребёнком в отдельности и с его поведением, характером, привычками, навыками, с его физическим и умственным развитием и, конечно с развитием речи.

Установив с детьми контакт посредством занимательной игры, беседы, занятия, привлекающих внимание детей и возбуждающих их интерес, воспитатель исподволь наблюдает за речью ребёнка и отмечает как её положительные стороны, так и недостатки. Если он обнаруживает те или иные неправильности в речи детей, например: бедность словаря, ошибки в грамматическом построении предложений, дефекты в произношении звуков, нарушения ритма и темпа речи, берёт этих детей на учёт и затем проводит индивидуальное, детальное обследование их речи вместе с учителем – логопедом.

Детальное обследование речи следует проводить в спокойной обстановке, в изолированной комнате, чтобы ребёнка ничего не отвлекало.

При обследовании педагог пользуется логопедическим альбомом (см. приложении0, в котором на каждой странице имеются картинки, название которых включают обследуемые звуки речи. Каждый звук должен быть в начале слова, в середине и в конце, например: самолёт, капуста, автобус (звук с).

Кроме предметных картинок, на каждой странице альбома имеются сюжетные картинки для становления предложений, слова которых включают данный звук, например:

Мальчик дает собаке кусок сахара.

Дети катаются на санках.

Мальчик рисует.

Воспитатель показывает ребёнку предметную картинку и просит сказать, что на ней нарисовано, а затем показывают сюжетную картинку, просит рассказать, что он на ней видит. Если ребёнок не сможет назвать картинку, педагог сам называет её и предлагает ребёнку повторить за ним. В это время как ребёнок проговаривает слова и фразы, педагог, прислушиваясь к характеру его произношения, отмечает имеюшиеся недостатки (отсутствие того или иного звука, замена одного звука другим, искажение звука). А также качество грамматического построения предложения и записывает свои наблюдения в личную карту обследования речи (см. образец).

Если ребёнок произносит звук правильно, воспитатель ставит в соответствующей графе плюс ( + ), если неправильно, отмечает характер искажения ( каким звуком ребёнок заменяет проверяемый звук или как его произносит). Если ребёнок совсем не произносит необходимого звука в графе ставит черту ( - ).

Желательно, чтобы педагог в карте, внизу, записал, как ребёнок произнёс слова, например: собака – тябатя или алека.

Выводы из результатов обследования, диагностики. Проведенное обследование позволяет педагогу чётко представить общую картину состояние речи каждого ребёнка и всей группы в целом. Всех детей в речи, в речи которых есть отклонения от нормы, воспитатель берёт на учёт. Он внимательно наблюдает за ними, незаметно, но постоянно и настойчиво, всеми имеющимися в его распоряжении средствами стремится воспитатель у детей правильную речь.

Воспитатель старается не допускать быстрого темпа речи у детей, так как знает, что это иногда является благоприятной почвой для развития заикания и неправильного произношения звуков. В процессе занятий воспитатель выправляет и уточняет произношение детей. Этому во многом способствует проведение артикуляционной зарядки и игр, имеющих целью вызывание и закрепление того или иного звука. Воспитатель развивает у детей наблюдательность, слуховое внимание, умение отличить правильное произношение от неправильного, развивает у них навык подражательности.

Если в группе есть дети со сложным косноязычием, недоразвитностью речи, гнусавостью, заиканием, воспитатель, кроме фронтальных групповых занятий, проводит с ними индивидуальные занятия.

После выявления тех или иных недостатков речи у детей в группе воспитатель составляет план фронтальной или индивидуальной работы с ними.

Фронтальные занятия включаются в общий план работы по развитию речи или проводятся индивидуально с учителем – логопедом по развитию речи. Кроме того, воспитатель составляет план индивидуальных логопедических занятий. Для индивидуальный работы, кроме личной карточки, нужно завести на каждого ребёнка тетрадь (дневник), в которую записывается индивидуальный план работы с ребёнком, ход каждого занятия, упражнения и текстовой материал, использованные на данном занятии, а также отмечаются результаты занятия.

Эта тетрадь должна отражать весь ход логопедических занятий и, кроме того, служить пособием для родителей, которые дома занимаются с детьми по заданию и указаниям воспитателя. По окончании индивидуальных занятий, когда недочёты речи уже устранены, педагог в заключительной записи подводит итоги. Индивидуальные занятия следует проводить ежедневно, выделяя для этого 5- 10 минут. Удобнее всего проводить их в часы самостоятельной игры детей.

В индивидуальной тетради наряду с упражнениями и текстами должны быть вклеены красочные картинки на слова, фразы, содержащие звук, артикуляция которого должна быть закреплена.