Недавно на сайте Главного управления культурного наследия (ГУКН) Московской области был опубликован Акт государственной историко-культурной экспертизы раздела проекта Южно-Лыткаринской автодороги (ЮЛА), посвященного обеспечению сохранности памятников археологии:
https://gukn.mosreg.ru/dokumenty/gosud…
Напомним, платная дорога должна пройти в непосредственной близости от одного из древнейших археологических памятников Ленинского городского округа (ЛГО) - Коробовского Городища раннего железного века.
В январе 2021 года археологи дали отрицательное заключение проекту, посчитав, что он может оказать негативное влияние на памятники старины. В этом заключении, также опубликованном на сайте ГУКН, сообщалось, что Городище находится на расстоянии 1 метра от планируемой зоны строительства:
https://gukn.mosreg.ru/dokumenty/gosud…
Тем временем в новом, августовском заключении уже сказано, что Городище находится на расстоянии 9 метров от участка проведения земляных и строительных работ.
Чтобы понять, где закралась ошибка и в чем причина подобного расхождения, "ЛЕНИНСКИЙ СОВЕТ АКТИВИСТОВ" решил провести свое собственное независимое исследование.
К счастью, от древнего поселения одного из финно-угорских народов дьяковской культуры, возраст которого составляет около 2 тысяч лет, до сих пор сохранились остатки фортификационных сооружений - спрятанные в лесу земляные валы. Они невысоки, но вполне заметны для наблюдательного человека.
Собрав собственные средства, члены ЛСА обратились к профессиональному геодезисту, чтобы он помог нам с высокой точностью измерить координаты земляных валов и соотнести их с красными линиями проектируемой дороги.
То, что получилось в итоге, Вы можете видеть на представленной схеме. Видно, что красные линии ЮЛА проходят на расстоянии примерно 6 м 80 см от северной границы валов. По крайней мере, теперь мы знаем, что если авторы проекта и государственный эксперт и ошиблись, то совсем немного.
Но гарантирует ли сохранность уникального объекта тот факт, что красные линии будущей дороги, а также отведенный под нее участок, не накладываются на валы Городища? Чтобы выяснить это, мы поспешили обратиться к известному специалисту по Средневековью, археологу, доктору исторических наук Сергею Заремовичу Чернову, руководившему археологической экспедицией, исследовавшей в 1994 году Коробовское Городище. Сергей Заремович сообщил нам, что даже 9 метров - катастрофически малое для памятника расстояние и что для обеспечения его сохранности проект дороги должен предусматривать целый ряд специальных мер, таких как:
- строительство подпорных стенок, призванных защитить культурный слой от размывания и сползания в котлован (Городище стоит на крутом берегу реки Людовны);
- строительство ограждения, призванного защитить Городище от случайного заезда строительной техники.
Замечания на Акт экспертизы можно подавать до 30 августа. Поэтому в ближайшее время мы обязательно направим в ГУКН указанные предложения доктора С.З.Чернова. Надеемся, что проектировщики и чиновники к ним прислушаются. Ведь потерять двухтысячелетний памятник культуры, способный многое рассказать о нашей истории, было бы самым настоящим преступлением против своего народа.
#ЛГО_культура
#ЛСА
#НетДублеруМКАД
#Видное
#Подмосковье