Судьба бывшего императора Николая II вместе с семьей известна всем. Государя с домочадцами погубили в Ипатьевском доме, во время наступления белогвардейцев. А вот судьба остальных Великих князей дома Романовых...
Великий князь Михаил Романов, тот самый, на кого Николай переписывал империю в качестве наследства. Министры Временного правительства и депутаты ГД призывали Михаила отказаться от трона. Тот и отказался. Младший брат Николая был не готов возглавить империю. Да и империя вскоре рассыпалась.
Осенью 1917 года помещен под домашний арест. 7 марта 1918 года арестован гатчинскими и петроградскими чекистами. Воспринимался как реальный претендент на императорский престол.
Что делать с Михаилом Романовым новая власть не знала. Урицкий предложил выслать его куда-нибудь, вместе с неразлучным секретарем Николаем Джонсоном. 9 марта 1918 года Ленин издал распоряжение:
"...бывшего великого князя Михаила Александровича, (…) выслать в Пермскую губернию вплоть до особого распоряжения. Место жительства в пределах Пермской губернии определяется Советом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, причём Джонсон должен быть поселён не в одном городе с бывшим великим князем Михаилом Романовым."
Советской властью был сослан в Пермь. Вместе с ним были сосланы бывший начальник Гатчинского железнодорожного управления полковник П. Знамеровский и делопроизводитель Гатчинского дворца A. Власов. Жена (Наталья Шереметьевская-Мамонтова-Вульферт-Брасова, отбитая ранее у поручика В.В. Вульферта) тоже собиралась ехать, но Михаил ей категорически отказал.
Джонсон выпросил у Ленина возможность проживать вместе с Великим князем. Вместе с Михаилом разделили ссылку шофер П.Я. Борунов, повар Г.Ф. Митревели и княжеский камердинер В.Ф. Челышев. В ночь с 12 на 13 июня 1918 года Великий князь Михаил был похищен из дома при загадочных обстоятельствах. Вместе с ним пропал и его секретарь Джонсон. Местные власти не могли дать внятный ответ Москве и пролить свет на происходящее в далекой Перми.
Что же случилось с бывшим Великим князем Михаилом?
По прибытии в Пермь Великий князь и его окружение столкнулось с враждебным отношением местных жителей и начальников из Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Бывшие каторжники царя тут ненавидели, Великих князей презирали и тоже ненавидели.
Вновь прибывших тут же бросили в тюрьму и лишь через две недели настойчивых обращений в Совнарком РСФСР им позволили перейти на гласный надзор местного губЧК. Пермская власть самоуправничала и со скрежетом согласилась исполнить указание Ленина.
Ссыльный Романов гулял, ходил в синематограф, музицировал на гитаре, встречался с местными дворянами и предпринимателями.
Из допросного листа горничной Л.И. Мисюревой:
(...) "Михаил Романов у Тупициных посещал довольно часто и подолгу засиживался, разговаривая с Сергеем Тупициным. Но каждый раз при моем появлении разговор прерывался, очевидно, разговор велся такой, что его могли слышать только близкие... Кроме того, я замечала, что у них есть что-то тайное, и это тайное знают только знакомые Тупициных... Семейство Тупициных часто вслух высказывается, что они ждут свержения Советской власти, чтобы потом быть в милости у Романова, которому они пророчат быть царем".
Из допроса постояльца гостиницы Р.М. Нахтмана:
"Население города Перми, как мне удалось это заметить,... относилось к Михаилу Александровичу прекрасно. Он принужден был ходить преимущественно по вечерам: иначе его окружал народ и открыто выражал ему свое сочувствие. Провизией его затаскивали: почти каждый день у него в номере была в банке свежая стерлядь..."
Бывший Председатель Уральского ревкома М.Ф. Горшков-Касьянов вспоминал в 1958г:
"...Стали распространяться слухи... о том, что не худо бы вновь на престол пригласить Михаила... Держать в такой обстановке Михаила было невозможно..."
А.В. Марков вспоминал:
"Первая мысль об этом зародилась у тов. Мясникова Г.И. Об этом он сказал в управлении милиции тов. Иванченко, который был комиссаром по охране гор. Перми и... тотчас же позвонил ко мне..., тов. Мясников посвятил нас, в чем дело... и мы тут же решили пригласить... тов. Жужгова Николая, тов. Колпащикова Ивана..."
А затем Михаил Александрович пропал.
Позже выяснилось, что похищение организовали начальник пермской милиции В. А. Иванченко и член ВЦИК, председатель Мотовилихинского районного комитета РСДРП(б), зампред Пермской губЧК Г.И. Мясников. Исполнители: группа местных милиционеров и чекистов. Ночью бывшего Великого князя Михаила и его секретаря Джонсона вывезли на окраину Перми и пристрелили.
Подлость заключалось в том, что заговорщики скрыли и от Центра и от пермяков это преступление. В газете "Известия Пермского губисполкома" было объявлено, что гражданин Романов бежал, а за "участие в побеге" ликвидировано 79 заложников из числа бывших местных дворян, царских служащих и купцов.