И если да, выдвинут ли республиканцы его своим кандидатом?
Это вопросы, нависшие над Америкой и, следовательно, над Западом. Решит ли человек, который пытался отменить результаты президентских выборов в 2020 году, угрожал распустить самый мощный в мире военный альянс и играл в футаж с Владимиром Путиным, что хочет снова баллотироваться? Если да, то можно ли его остановить? Может показаться преждевременным спрашивать об этом. Но первые предварительные выборы 2024 года ближе по времени, чем последние всеобщие выборы, состоявшиеся 94 недели назад. И, несмотря на его проигрыш Байдену, влияние Дональда Трампа на Республиканскую партию усилилось.
Сокрушительное поражение Лиз Чейни на праймериз в Вайоминге на этой неделе имеет значение, потому что оно соответствует шаблону. Не все кандидаты, которых поддержал Трамп, выиграли свои праймериз. Но большинство из них выиграли! Возможно, более важным признаком его влияния является то, что многие проигравшие кандидаты также искали его поддержки. Эти состязания проводились не из-за различных проявлений консерватизма, а из-за того, кто из претендентов является самым магическим. Из десяти республиканцев в Палате представителей, проголосовавших за импичмент президенту за то, что он сделал 6 января 2021 года, восемь либо уходят в отставку, либо были уволены первичными избирателями. В то же время выдвинутые партией кандидаты на ключевые посты в органах управления выборами в некоторых штатах — это люди, которые поддерживают заявления Трампа о том, что голоса в 2020 году были украдены.
Предварительные опросы о том, кого избиратели-республиканцы хотят видеть своим лидером в 2024 году, показывают, что около 50% из них говорят о Трампе. В системе, где кандидат может выбить большинство соперников с твердыми 30% поддержки в ранних штатах, это грозная стартовая позиция. Несколько месяцев назад избиратели-республиканцы, уставшие от Трампа, выглядели так, как будто они могут переключиться на губернатора Флориды Рона ДеСантиса или кого-то еще, кто предлагает магию без драмы. Сегодня ДеСантис, скорее всего, придет к выводу, что его лучший шанс в Белом доме — стать кандидатом на пост кандидата от Трампа.
Многое может измениться между настоящим моментом и первыми республиканскими праймериз, но если Трамп либо не решит, что он не хочет баллотироваться, либо что-то не помешает ему сделать это, похоже, что он выиграет кандидатуру от республиканцев. Это приводит ко второму вопросу: можно ли его остановить?
Одно препятствие - закон. Самое последнее из многих расследований, с которыми столкнулся Трамп, было раскрыто, когда ФБР постучалось в Мар-а-Лаго в начале этого месяца. Многое остается неизвестным. В незапечатанном ордере говорится, что министерство юстиции запросило секретные документы, которые Трамп забрал из Белого дома. Как только его расследование будет завершено, генеральный прокурор Меррик Гарланд может решить, что документы в безопасности и его работа сделана. Последующее судебное преследование может зависеть от того, насколько конфиденциальными были документы.
У меня новый канал — «Вечернее чтение». Приглашаю посетить и подписаться!
Многие республиканцы, в том числе ДеСантис, сплотились вокруг Трампа. Самые громкие призывают к импичменту Гарланда и требуют прекращения финансирования ФБР — двойной стандарт, учитывая, что они хотели, чтобы Хиллари Клинтон была заперта за использование ею частного почтового сервера. Однако демократам следует помнить, что прецедент работает в обе стороны: в 2016 году Министерство юстиции отказалось возбуждать уголовное дело против Клинтон.
Три других расследования — о том, солгал ли Трамп в своих налоговых декларациях, нарушил ли он закон 6 января и участвовал ли он в преступном сговоре с целью отменить выборы в округе Фултон, штат Джорджия, в ноябре 2020 года — также неясны. Как и любой другой, Трамп заслуживает презумпции невиновности. И его оппонентам следует опасаться повторения старых ошибок: на каждом шагу они надеялись, что что-то, что угодно (расследование Мюллера, первый процесс импичмента, второй процесс импичмента) выведет его из игры. А он как был тут, так и есть.
На самом деле, эти юридические проблемы усиливают стимулы для Трампа баллотироваться. Вне политики он просто частное лицо, которому грозит судебное преследование. Поскольку он является потенциальным президентом, то является главой движения, которое на прошлых президентских выборах набрало 74 миллиона голосов. В этот момент Гарланд и другие лица, ведущие расследование, столкнутся с незавидным выбором: либо предать суду кандидата в президенты, либо отказаться от соблюдения верховенства закона. Судебный процесс и даже осуждение могут способствовать возвращению Трампа. Тур возмездия, в ходе которого он проводил кампанию возмездия за его преследование со стороны правовой системы, сыграет на худших инстинктах Трампа и еще больше истощит институты Америки.
В другую эпоху влияние корпоративной Америки могло бы помочь оттеснить Трампа на обочину. Теперь же политическое влияние крупных компаний ослабевает, поскольку Республиканская партия становится движением белых рабочих и все большего числа консервативных латиноамериканцев. Это движение протестует не только против иностранных связей, нелегальной иммиграции и сокращений Medicare и Social Security, но также против торговли и левой политики идентичности, продвигаемой глобальной управленческой элитой. Многие республиканцы считают, что партия слишком долго ставила интересы S&P 500 выше интересов американских рабочих. Неудивительно, что крупные компании теперь с трепетом относятся к ноябрьскому триумфу республиканцев. То, что осталось от республиканского истеблишмента, действует как правительство в изгнании, бормоча о приходе Трампа к власти, но не имея средств, чтобы обратить его вспять.
Если ни его партия, ни закон не остановят Трампа, что сможет это сделать? «Поэтическое правосудие» рекомендует госпоже Чейни баллотироваться в Овальный кабинет «сделай или умри» в попытке переманить избирателей-республиканцев, которые не могут поставить крестик рядом с именем демократа. Если достаточное количество из них переключится на красные штаты в тесной гонке, это может лишить Трампа победы в коллегии выборщиков.
Лучше было бы положиться на здравый смысл американского народа. Легко забыть, что Трамп проигрывает выборы. За четыре года своего президентства он потерял свою партию в обеих палатах Конгресса, а также в Белом доме. Многие избиратели понимают, что он опасен и недемократичен, и большинство из них не хотят, чтобы он вернулся на свой пост. Причина, по которой Трамп так яростно ведет кампанию против доверия к урне для голосования, заключается в том, что он знает, что урна для голосования может победить его.