Славой Жижек, культуролог и социальный философ, в работе “Хрупкий абсолют, или Почему стоит бороться за христианское наследие” говорит о новом этическом акте, который человек боится совершить, но который возводит его на иной уровень этического мышления. Выстрел в себя – это нечто, способное дать человеку абсолютную свободу. Этот принцип позволяет ему выйти за рамки своей рутины и превращает его в часть трансцендентного мира. Выстрел в себя – это не самоубийство, а убийство самого ценного, того, что делает человека человеком.
Выстрел в себя и агальма
Говорить о выстреле в себя необходимо, начиная с разговора о Боге. Трактование жертвы Христа имеет большое количество вариантов. Сам ли Христос принес в себя жертву или же это Отец убил его? Философия позволяет нам взглянуть на одни и те же события под разным углом. Если отталкиваться от того, что Господь убил Христа, то получается, что он первым совершил акт выстрела в себя. Потеря, лишение или отрешение самого важного в жизни, что определяет сущность человека и делает его таковым, это и есть выстрел в себя. Это не убийство, а добровольное отчуждения от себя части своей сущности.
Самое ценное Жижек называет интересным словом агальма. С древнегреческого “агальма” трактуется как некий дар, но что более важно, как подношение божеству. Фактически здесь опять говорится об акте жертвоприношения. Агальма, как самое ценное, является частью потустороннего мира, а все трансцендентное должно быть в трансцендентном. Агальмой человека может быть все что угодно, будь это ребенок, родитель или любимый человек. Все зависит от уровня осознания ценности этого предмета.
Выстрел в себя в художественной интерпретации
События с распятием Христа были давно (а возможно и не были), говорить об истории и о том событии, доказательства истинности которого у нас нет, достаточно легко. Возможен ли выстрел в себя сейчас? В таких вопросах человек чаще всего обращается к искусству, ибо там соприкасается трансцендентное и реальное, возникает воображение, а значит, возможно все.
Славой Жижек предлагает рассмотреть несколько произведений кинематографа и литературы, чтобы подробнее разобраться в тематике выстрела в себя. Обратимся к одному из примеров, который приводит философ. В романе Тони Моррисона “Возлюбленная” чернокожая женщина бежит из рабства вместе с детьми, но когда понимает, что их поймают, она убивает одну из своих дочерей и грозится убить других, если их не отпустят. Героиня говорит о том, что ей была невыносима мысль, что ее дочь попадет в рабство, поэтому она пошла на этот шаг. Для нее рабство равноценно смерти.
Женское и Мужское начало как фактор создания и разрушения политического устройства
Славой Жижек обращается и к более древним произведениям, в которых он видит не только лишение. Трагедия Еврипида “Медея” повествует о чудовищных событиях – мать убивает своих детей. Однако насколько аморален этот акт? Медея, будучи женой Ясона, отказалась от своей магии, завладела ради него Золотым Руном и родила ему детей. Когда Медея узнает об измене своего мужа, она решает лишить детей жизни. Медея совершила акт выстрела в себя, убив самое дорогое для Ясона, во имя мести. Она совершила акт разрушения, сделала то, что противоречит всем законам. Жижек называет это актом разрушения всяких политических принципов. Политика - это система, структура и порядок. Медея пошла против этого порядка, убив своих детей.
Иной смысл лежит в трагедии Софокла “Антигона”. Антигона – дочь Эдипа, который был изгнан собственными сыновьями. Один её из братьев пошел войной на родной город во имя власти, тем самым предав своего брата Креонта (царь города, за который шла война). Он был убит, а царь в знак мести издал указ, по которому было запрещено предавать тело убитого земле. Тому, кто нарушит этот закон, сулила смерть. Антигона последовала своему внутреннему закону и родственному порядку, предав тело брата земле. Тем самым она создала политический акт, то есть порядок, который должен существовать. Мертвое тело необходимо предать земле. В этом случае Антигона жертвует не агальмой, а самой собой, совершая акт создания нового политического закона.
Почему же Жижек разграничивает понятия “мужского” и “женского”? Женское начало представляет собой Медея. Ей отведена роль хаотического разрушения, того, что существует вне закона и рамок. Женское разрушает политическую структуру. Антигона, мужское начало, следуя правилам и внутреннему закону, становится основательницей политической структуры. Две эти противоположности постоянно сталкиваются между собой и не находят баланса. Иногда побеждает женское, иногда мужское, но Славой Жижек отмечает, что часто эти две полярности смешиваются, образуя еще больший хаос.
Человек как часть трансцендентного мира
Что происходит, когда человек жертвует самым ценным для себя? Он становится частью трансцендентного. Агальма – единственное, что держит человека и связывает его с миром, где он прибывает. Избавившись от агальмы, собственноручно, он обретает абсолютную свободу. У него развязываются руки, его не держат прежние моральные и этические принципы. Человек перестает быть человеком в принятом смысле. Он дрейфует между двумя мирами, потусторонним и посюсторонним.
В современном мире мало кто реально решается на совершении такого акта. Пока можно его наблюдать лишь в сценариях фильма, идеи книги или пьесы. Нужен ли человеку выстрел в себя или он найдет иной способ обрести истинную свободу?