Мы очень надеемся, что эта инструкция «Медузы» вам никогда не понадобится
Инструкция про то, как подготовиться к ядерной войне… Вы вообще в своем уме?
Не сердитесь, сейчас объясним. Объективно говоря, риск применения ядерного оружия (не только в ходе боевых действий, но и просто по ошибке) перестал быть нулевым уже давно — собственно, с момента его изобретения. Это реальность, в которой мы живем с 1945 года.
Но с началом российского вторжения в Украине этот риск вырос. Объявляя войну, Владимир Путин пригрозил западным странам в случае вмешательства «незамедлительным» ответом и последствиями, с которыми они «в своей истории еще не сталкивались». Эту угрозу президент России повторил в конце апреля. Сергей Лавров уклонился от прямого ответа на вопрос, готова ли Россия применить ядерное оружие в ходе «спецоперации». С первых дней войны тревогу нагнетают российские пропагандисты.
Есть ли какой-то смысл готовиться к самому плохому сценарию заранее — на самом деле сложный вопрос. Грубо говоря, среди ученых и специалистов по гражданской обороне есть две школы, которые придерживаются противоположных взглядов. Одни считают, что подготовиться к ядерному конфликту можно и даже относительно небольшие усилия способны значительно увеличить ваши шансы на выживание. Другие утверждают, что ядерная война (особенно с учетом ее климатических последствий) будет настолько масштабной катастрофой, что подготовиться к ней невозможно никак. С этой точки зрения подобные разговоры практической ценности не имеют, а только нормализуют применение этого ужасающего оружия — и, следовательно, увеличивают риск ядерной войны. Единственное, что имеет смысл, — это движение за полный запрет ядерного оружия.
Такая дискуссия была очень оживленной в 1980-е годы, но с завершением холодной войны сошла на нет. Нынешняя ситуация отличается тем, что риск применения ядерного оружия сейчас, похоже, вообще никак не зависит от каких-то публикаций, разговоров и общественного мнения — а лишь от воли небольшой группы людей. Следовательно, от того, что мы обсуждаем, никакие риски не меняются — а польза, пусть и теоретически, быть может.
Вот что можно сделать уже сейчас (и что пригодится в любом случае)
Есть некоторый набор приготовлений, которые могут быть полезны не только в случае ядерного конфликта, но и в обычной жизни:
- ознакомление с базовыми навыками выживания и техникой оказания первой медицинской помощи;
- сбор медицинской аптечки;
- закупка других вещей, необходимых для «тревожного чемоданчика»;
- проверка расположения ближайшего бомбоубежища;
Если это вам кажется недостаточным и вы серьезно готовитесь к полномасштабному конфликту (надеясь на то, что сможете заблаговременно эвакуироваться), то вам потребуется еще и:
- тщательно ознакомиться с техниками выживания, научиться (желательно на практике) создавать временные укрытия, освоить методы поиска источников питьевой воды и питания. На эту тему есть огромное количество туристической и другой литературы. Пожалуй, самую известную книгу по выживанию в условиях ядерной войны, «Nuclear War Survival Skills», написал американский специалист по гражданской обороне Крессон Керни. К сожалению, она не переведена на русский, но ранние ее издания на английском языке легко найти в интернете;
- закупить нужные материалы и продукты;
- составить план эвакуации из мест, по которым вероятнее всего может быть нанесен удар, туда, где его точно не будет;
- составить план на случай, если эвакуироваться все-таки не удастся.
Теперь подробнее о том, насколько велики риски — и что может произойти (но совсем не обязательно произойдет!)
Как устроен этот текст. Инструкция состоит из пяти частей: первая и последняя — теоретические: о том, насколько велика вероятность ядерной войны, и о том, сможет ли выжить после нее человечество в принципе. Во второй речь пойдет о минимальных приготовлениях, в третьей — о том, что можно сделать сейчас, если вам совсем тревожно. В четвертой — о самом худшем варианте: как быть, если человек оказался недалеко от взрыва.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (СУГУБО ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ)
Насколько велик риск ядерной войны
Никто не может достоверно ответить, насколько велик риск ядерной войны в тот или другой момент, — нет таких методов, которые позволили бы его измерить (хотя некоторые специалисты и пытаются разработать модели для исчисления рисков).
ТЕОРИЯ ВОПРОСА
Хорошая новость: в большинстве случаев моделирование показывает, что острый международный кризис, как правило, не должен привести к ядерной войне.
Но есть новости и похуже: вероятность ядерной войны уже с начала 1990-х значительно возросла (что, в частности, отразилось на положении «Часов судного дня»). Подборку комментариев о росте рисков можно прочитать на сайте «Бюллетеня ученых-атомщиков».
Рост вероятности ядерной войны вызван следующими обстоятельствами. Кризис, в котором стороны всерьез рассматривают нанесение ядерных ударов, очевидно, уже начался: отправной точкой к нему стало вторжение России в Украину. В нем участвуют страны, обладающие ядерным оружием. Вероятность, что порог применения ядерного оружия будет преодолен, кажется, тоже повысилась:
- В начале года Россия (вместе с другими странами) заявила о неприемлемости использования ядерного оружия в принципе. С тех пор риторика поменялась — руководители страны угрожают «сокрушительным ответом» в случае вмешательства в украинский конфликт.
- Порог применения (то есть условия, при которых Россия может нанести ядерный удар) тоже, очевидно, снизился. В официальных документах (например, в военной доктрине РФ) написано, что ядерное оружие нужно стране главным образом для предотвращения обычных войн и нападения на Россию. Однако ядерное оружие уже не смогло предотвратить обычную войну, а значит, на передний план выходят другие предпосылки для его применения. Так, в доктрине ядерного сдерживания РФ прямо написано, что ядерное оружие может быть применено для «прекращения военных действий на приемлемых для РФ условиях».
- Кроме того, порог применения, возможно, снижают представления российского руководства об использовании нестратегического ядерного оружия. В последние годы была популярна идея о том, что единичное применение такого оружия может привести к деэскалации конфликта. Подобные идеи в разное время рассматривались и в США.
- Нельзя наверняка сказать, что эта концепция ошибочна: очевидно, всякий разумный политик попытается избежать взаимного уничтожения. Но многие западные военные эксперты считают, после любого перехода порога применения ядерного оружия последует быстрый переход конфликта к стадии глобальной ядерной войны. Инфографику, показывающую результаты моделирования подобной эскалации, можно посмотреть тут.
Вероятность эскалации кризиса в обмен ядерными ударами может повыситься, если Москва посчитает степень вмешательства Запада в войну в Украине неприемлемой (пока это не так) и/или Россия будет эту войну, очевидно, проигрывать (чего тоже не происходит, хотя стратегическое положение России существенно ухудшилось).
Важно: рост рисков не означает, что ядерная война обязательно начнется. Военный политолог Павел Лузин полагает, что, даже если высшее руководство РФ решится на применение ядерного оружия, не факт, что приказ вообще будет выполнен. А заявления лидеров страны могут быть и блефом, и в реальности для российского руководства применение ядерного оружия — по крайней мере, в отсутствие экзистенциальной угрозы для страны — остается табу.