Всем привет! Сегодня мы хотим рассказать вам об архитектуре Вьетнама, которая отличается своим многообразием. Она впитала в себя китайские и индийские черты, но в то же время сохранила самобытность. В этой статье вы узнаете историю вьетнамской архитектуры XIX - XX веков, а также об одной из самых знаменитых достопримечательностей - комплексе памятников Хюэ.
Благодарим за материал наших партнёров - Восточный причал | Клуб Юго-Восточной Азии НИУ ВШЭ и Екатерину Комарову.
Приятного прочтения!
С уважением,
Команда "Диалоги о Востоке" x Клуб Юго-Восточной Азии ВШЭ
Вьетнамская архитектура — одна из самых необычных и многообразных во всем мире. К сожалению, из-за разрушительных войн и суровых климатических условий возраст большинства памятников вьетнамской архитектуры сегодня составляет не более 300–400 лет.
Архитектурное наследие Вьетнама в процессе своего формирования впитало как китайские, так и индийские черты, однако в то же время оно сохранило самобытный характер. Влияние Индии и Китая на формирование вьетнамской архитектуры объясняется тем, что Вьетнам в течение своей истории неоднократно подвергался вторжению китайцев с севера, и в то же время его территория постепенно расширялась на юг, где господствовало индийское влияние.
Сегодня мы проведём краткий экскурс по истории Вьетнама начала XIX в. и расскажем об одной из самых знаменитых и удивительных его достопримечательностей — о комплексе памятников Хюэ.
В начале XIX в. к власти во Вьетнаме приходит последняя императорская династия — Нгуен. В 1804 году недавно взошедший на престол император Зя Лонг сразу же переносит древнюю столицу Вьетнама из Тханглонга (ныне Ханой), расположенного на севере, в Хюэ, располагавшегося на юге. С этого времени Хюэ становится столицей вплоть до 1945 г.
Императорская цитадель (вьетн. Kinh thành)
Сразу же после переноса столицы на юг Зя Лонг положил начало строительству императорской цитадели. Созданная крепость выполняла оборонительные функции, о чем говорят выкопанные вокруг неё рвы, а также кирпичные крепостные стены двухметровой толщины и валы, подражающие стилю французского военного инженера Вобана.
Управление страной император осуществлял из Императорского двора, располагавшегося внутри цитадели. Возводилось все, конечно же, по правилам геомантики, в соответствии с учением инь и ян. У Императорского двора было 4 входа, главный из которых — Нгомон (вьетн. Ngọ môn) — обращен на юг к Ароматной реке. Императорский двор хорошо укреплен и обнесен рвами, а его территория поделена на множество частей с коридорной системой.
Личной резиденцией императора являлся запретный город Ты Кам Тхань (вьетн. Tử Cấm thành), в котором дозволялось появляться исключительно императорской семье и евнухам, которые не имели бы видов на наложниц. В 1968 г. город был разгромлен войсками США. Сохранилась лишь двухэтажная библиотека и основание Королевского театра, однако большую часть Ты Кам Тхань занимают огороды, между которыми цветет прекрасная мимоза.
Семь из тринадцати императоров династии Нгуен построили для себя в Хюэ гробницы, некоторые из которых были разрушены в XX веке в ходе Индокитайских войн, однако на данный момент восстанавливаются. Неотъемлемым атрибутом каждой гробницы были статуи мандаринов, чьи размеры значительно отличались друг от друга в зависимости от конкретной гробницы. Например, в гробнице Кхай Диня мандарины имеют высокий рост, а мандарины в гробнице Ты Дыка (вьетн. Từ-đức), наоборот, очень низкие, поскольку из-за своего маленького роста (153 см) Ты Дык приказал отлить статуи, которые будут меньше его самого.
Материал подготовила: Екатерина Комарова
Сообщество в ВК - Клуб ЮВА НИУ ВШЭ
Редактор статьи: Александр Сабанцев
#Вьетнам #архитектура #архитектуравьетнама #юговосточнаяазия #востоковедение