Найти в Дзене

Богиня Кали

О Богиня, пребывающая во всех существах в форме хаоса,
Приветствую тебя, приветствую тебя, приветствую тебя!

Каала — это санскритское слово, обозначающее время, а богиня Каали — божественное сознание в форме времени — безжалостное, всепоглощающее и неукротимое. Она также является возлюбленной Шивы. Парвати — жена Шивы, а Каали — его родственная душа. В то время как роль Парвати состоит в том, чтобы подчинить и смягчить жестокую природу Шивы, роль Каали совершенно противоположна. Она подстрекает его к дикому, опасному и разрушительному поведению, угрожающему стабильности вселенной. Она любит резню, разрушение и насилие. Друг упырей и призраков, она выполняет те же функции, что и Шива, но более жестоко. Даже Шива не может укротить ее дух. Ее гнев немедленный и страшный, особенно против предательства и лжи. Она безжалостна к ненавистникам божественного. Она не выносит равнодушия и небрежности в исполнении божественных дел. Сила и мощь - ее характеристики. Ее божественность проявляется в великолепии бурного действия. В Каали есть непреодолимая сила, божественное насилие, спешащее разрушить все ограничения и препятствия. Ее меч быстр и прям.

Образы Каали могут быть причудливыми. Ее изображают по-разному, но всех ее вид устрашает и призван оттолкнуть всех тех, кто не готов принять жизнь такой, какая она есть. Иногда ее называют Бхаянкари, или той, кто наводит ужас. Иногда она голая и черного цвета как смоль, с длинными растрепанными волосами, которые словно ночь текут за ней. Она носит пояс из отрубленных рук и ожерелье из свежеотрезанных голов. Ее серьги — детские трупы, а змеи — ее браслеты. У нее рот, с которого капает кровь, вывалившийся красный язык и длинные острые клыки. У нее когтеобразные руки с крючковатыми ногтями. Ее любимые места — поля сражений, где она напивается горячей кровью своих жертв, и места кремации, где она сидит на трупах в окружении шакалов, гоблинов и призраков.

Это лик Каали показывает непосвященным. Но это только один из ее фасадов. Ее видимая маска — это маска природы, порождающая все существа из своего лона, кормящая их своей грудью, а затем пожирающая и ассимилирующая их обратно в себя. Это ее публичная маска, известная науке: материальный космос, который кажется внешне бесцельным хаосом противоположных качеств, созидания и разрушения, причины и следствия, света и тьмы, добра и зла. Здесь она предстает случайным своенравным деспотом, неуловимым и отчужденным.

Но лицо, которое она показывает своим поклонникам, которые ценят ее ради нее самой, а не за мимолетное очарование ее творения, совершенно другое. Для тех, кому повезло, неукротимая природа становится любящей матерью, единственной заботой которой является их конечное благополучие. Переход от одной крайности к другой хорошо иллюстрирует аналогия с великим святым двадцатого века Свами Рамой Тритхой: «Пока мы преследуем мирские вещи ради них самих, они будут оставаться удручающе неуловимыми, как тень». Что летит вперед всегда просто вне досягаемости. На этом этапе мир кажется чуждым и недружелюбным. Однако в тот момент, когда мы просыпаемся от этого неуловимого творения и поворачиваемся лицом к творцу, тень творения послушно следует за нами, как хвост собаки. Природа поддерживает тех, кто искренне обращается к Богу.

-2

Как воплощение всеобщего разрушения, Каали — богиня, которую нелегко любить, но если любить ее безоговорочно, как ребенок любит мать, даже если она уродлива, то она придет в любой из форм, в которых захочется ей прийти. К Кришна-бхакте она придет как Радха, к Шива-бхакте она придет как Парвати, а к тому, кто любит ее как ребенка, она станет Божественной Матерью, посадив преданного к себе на колени и научив его или ее всему. Многие из величайших индуистских святых открыли эту эзотерическую тайну и были горячими поклонниками Каали. Они поняли, что секрет жизни заключается в принятии обеих сторон медали жизни: разрушительной и созидательной. У Божественной Матери есть две стороны. Одна из них — женская сторона, представляющая материнский, питающий и дающий жизнь принцип. Другая — ее разрушительная сторона, которая забирает и поглощает существ, которых она рождает. Ибо Каали есть, как мы сказали, время, всепроизводящий, всепоглощающий принцип, в потоке которого все возникающее должно исчезнуть после истечения своего краткого периода отведенной ему жизни.

-3

Ади Шанкарачарья, основатель философии недвойственности Адвайты, был горячим поклонником богини. В одном из своих стихотворений он говорит:

Кто ты, о прекраснейшая? Благоприятная!

Ты, чьи руки держат и радость, и боль?

И тень смерти, и эликсир бессмертия,

Милость Твоя, о Мать!

Мир нельзя разделить на чистое и нечистое, созидательное и разрушительное, мужское и женское, как это пытается сделать человеческий разум. Мир есть единая совокупность ужасного и возвышенного, спаянных воедино. Через образы Каали мы понимаем, что переживать противоположности значит быть полностью человеком. Одно без другого бессмысленно. Такие бесстрашные утверждения такой ужасной божественной силы, как Каали, становятся утешительной директивой. Он побуждает женщин, которые испытывают так называемые нечистые телесные функции, такие как менструация и беременность, чувствовать себя достойными женщин. На самом деле образ Каали может стать символом завершения и освобождения для всех женщин во всем мире.

-4

Большинство графических изображений Каали показывают ее в полностью негативном аспекте. Ее часто изображают изможденной, ужасной ведьмой с костлявыми пальцами, торчащими зубами и выступающими клыками. У нее неутолимая жажда плоти и крови. Она хладнокровна, эгоцентрична, невеликодушна и эгоистична. Жажда жизни, которая заставляет младенца изо всех сил сосать жизненную кровь своей матери через ее соски, проявляется в самой отвратительной трансформации. Богиня питается внутренностями своих жертв. Ее жертвами становятся все те, кто родился из ее собственного чрева. Она бродит по местам кремации, потому что любит питаться кишками, которые все еще дымятся последним вздохом угасающей жизни. Как и Натараджа (Шива в образе космического танцора), у нее есть ореол пламени. Это пламя — языки вселенского пожара, который обращает все в пепел в конце эпохи или кальпы. Но и это пламя можно найти постоянно; они непрестанно лижут хлеб жизни. Жизнь питается смертью. На каждое новорождённое существо, пришедшее в мир, приходит другое, возвращающееся на землю, из которой оно появилось. Каждый раз, когда мы едим, это происходит за счет смерти чего-то еще.

Некоторые тантрические тексты описывают Каали как стоящую на лодке, плывущей по морю. Море состоит из жизненной силы детей, принадлежащих ко всем видам, которых оно производит, поддерживает в течение короткого периода времени, а затем забирает обратно. Она стоит и пьет теплую кровь из черепной чаши. Так же, как ее любовь бесконечна, ее жажда неутолима.

-5

Когда мы понимаем тотальность, мы никогда не должны забывать о ее амбивалентном характере. И созидательное, и разрушительное начала суть одно и то же. Оба исходят из одной и той же божественной космической энергии, проявляющейся в процессе развертывания истории вселенной. Верховная богиня Маха Деви представляет оба аспекта жизни. Принимать одно и игнорировать другое — форма детской снисходительности, которой индуистская философия не удовлетворяет. Как Трипурасундари, Маха Деви является воплощением женского начала — олицетворением мужского желания. Но для того, чтобы показать всю ее значимость, должна быть раскрыта и другая ее сторона. Она должна быть показана как Каали, старая, черная и уродливая, воплощение мужского отвращения, держащая в себе символы разрушения и смерти.

Восемь ужасных голов, нанизанных гирляндой на шею Каали, олицетворяют восемь паш (веревок невежества) или эмоций, которые затуманивают разум и побуждают его совершать бесконечные действия, затягивающие узлы, привязывающие нас к колесу жизни и смерти. Эти восемь паш — похоть, гнев, жадность, заблуждение, зависть, стыд, страх и отвращение. В состоянии невежества мы обладаем многими или всеми этими ухмыляющимися головами. Каали отрубает эти головы одну за другой, чтобы освободить нас от этих веревок.

Висячий язык Каали предназначен для того, чтобы слизывать сотни асуров, размножающихся в нас. Это наши желания. В тот момент, когда выполняется одно, появляется еще сотня, как в истории об асуре Рактабидже . Как только капля крови Рактабии упала на землю, она размножилась еще большим количеством демонов. То же самое и с нашими желаниями. Если мы позволим им укорениться, возникнут сотни других желаний. Мы должны молиться Каали, чтобы она раскрыла свой язык и слизала их, прежде чем они достигнут земли.

На некоторых фотографиях Каали изображена с огромной грудью. Грудь – символ материнства и материнской любви. Младенец высасывает из груди матери все, что ему нужно для жизни и роста. У Каали также огромный живот, потому что она поглощает и переваривает всех существ во вселенной. Чтобы скрыть свою наготу, она носит юбку из только что отрубленных человеческих рук, с которых капает кровь. Санскритское слово «рука» — «кара», тесно связанное со словом «карма», означающим «действие». Итак, эти руки представляют собой кармы (или действия) бесчисленных рождений. Если вы присмотритесь, то обнаружите, что в юбке Каали находятся как левая, так и правая руки, что показывает, что кармы включают как положительные, так и отрицательные. Она носит их как прикрытие для своего пупка и лобка, поскольку большинство карм совершается ради еды и секса.

Ножные браслеты Каали - маленькие кобры. Змеи – это символ наших предков. Эти змеи напоминают нам молиться за наших предков, без которых мы никогда не были бы здесь.

У богини также четыре руки. Один держит черепную чашу, дающую изобилие пищи, а другой — лотос, являющийся символом вечной жизни. Иногда Каали несут петлю вместо лотоса. Это должно передать сообщение о том, что она освободит нас от петли смерти и дарует бессмертие. В третьей руке ножницы, которыми Каали разрезает узлы, связывающие нас с воплощенным существованием. В четвертой руке она держит меч, символизирующий физическое угасание и духовную решимость. Этим мечом она разрезает наши заблуждения и невежество — завесу индивидуального сознания и наших сомнений, ложных идей и впечатлений.

Знаменитая статуя Каали в храме Дакшинешвара, которой поклонялся великий святой Шри Рамакришна, демонстрирует небольшую вариацию четырех рук Каали. Ее верхняя левая рука держит меч. На эзотерическом уровне этот меч означает разрушительный принцип мирового процесса. Для того, кто не видит глубже этого, оружие, естественно, пугает. Мирской человек совершенно правильно чувствует, что меч направлен на него; на самом деле он висит над его головой. Он не знает, когда она может упасть. Его духовная эволюция все еще находится на примитивной стадии, и он отчаянно пытается умилостивить гнев Каали, предлагая живых животных и деньги. Он не понимает, что ее меч направлен на обезглавливание его животных инстинктов. На самом деле, это эзотерическая истина, лежащая в основе всех жертвоприношений животных: мы должны жертвовать нашими животными инстинктами у ее ног, а не козами и буйволами. Преданный, с другой стороны, не боится меча, поскольку знает, что он готов разрубить смертельных врагов духовности — похоть, жадность, гордыню и прочий демонический выводок. Действительно, отрубленная голова, которую Каали держит в нижней левой руке, является признаком ее неизбежного успеха в победе над этими демонами, которые являются продуктом нашего эго.

Если ее левые руки показывают отрицательные аспекты, то правые руки Каали изображают положительные. Ее верхняя правая рука поднята ладонью вверх, чтобы показать абхая мудру, означающую, что божественная защита будет дана всем искренним стремящимся на пути духовности. Нижняя правая рука с ладонью, повернутой вниз, предлагает блага и заверяет преданного, что все, чего ему не хватает для духовной эволюции, будет даровано без просьбы, как дар благодати.

-6

В Маханирвана-тантре Каали — наиболее распространенный эпитет, используемый для обозначения изначальной Шакти. В этом писании Шива, известный как Махакала или владыка времени, так восхваляет Кали:

При растворении вещей именно Кала (Время) поглотит все, и по этой причине меня называют Махакала. Поскольку именно вы едите Махакалу, вы известны как высший, изначальный Маха-Каали или разрушитель.
Поскольку вы пожирательница Каалы, вы есть Кали, изначальная форма всех вещей, и поэтому вы известны как Адья (изначальная богиня). После растворения всего сущего вы остаетесь одиноким, бесформенным, невыразимым и непостижимым.

Каали есть воплощенное разрушение, разрушение, вызванное постоянным порождением и жизнерождением. Она также разрушает завесу, в которую нас окутала Маха Майя. Она приходит, как черная ночь, которая несет за собой рассвет. Без нее не было бы смерти, а значит, и жизни. Ужасно лицо, которое она показывает ненавистникам божественного, и безжалостна ее настроенность по отношению к ним. Не терпящая лицемерия, она грубо расправляется со всеми лживыми, коварными, равнодушными и нерадивыми. Ее руки простерты и для удара, и для помощи, ибо она — вечная мать. Ее любовь столь же сильна, как и ее гнев, и ее сострадание столь же глубоко. Только великие, сильные и благородные поклоняются ей. Они принимают ее удары и знают, что она расплавит все отрицательное в их природе и превратит в силу и совершенство. Она может за один день добиться для нас того, на что обычными средствами у нас ушли бы годы. Ничто не может удовлетворить ее, кроме высших, самых высоких высот и самых благородных целей.

Один из великих преданных Каали, Рам Прасад, написал о ней следующее:

О Мать Каали, ты живешь на месте кремации,
Поэтому я превратил свое сердце в горящую яму, где вы можете танцевать.
Одно желание горит в пожаре моей жизни,
Смотреть на твой зажигательный танец!
Господь Шива лежит под вашими ногами
Задыхаясь от твоего танца,
Пока я сижу в ожидании на моем погребальном костре,
Ищу тебя с закрытыми глазами!

Хорошо известное графическое изображение Каали, танцующей на лежащей и похожей на труп фигуре Шивы, имеет глубокий эзотерический смысл: этот Шива без Шакти есть не что иное, как шава. Высшее само по себе инертно или равно нулю. Именно Шакти пульсирует жизнью. Она — бесконечность форм. Только от ее прикосновения Шива может ожить и стать наслаждающимся всеми формами. Повелитель времени (Махакаала) становится самим временем при прикосновении Маха Майи, но до тех пор его можно считать трупом. Это то, что Парвати сказала Шиве, когда он отказался смотреть на нее; она утверждала, что без нее, которая была его Пракрити, он, Пуруша, не смог бы двигаться! Так же и человеческое тело становится трупом, когда Шакти или сила Пракрити покидает его в момент смерти.

Мифологическая история, стоящая за этим живописным изображением, довольно интересна. Говорят, что однажды Каали начала танцевать на поле боя и в конце концов потеряла всякий контроль, так как напилась крови своих жертв. Никто не мог управлять ею или остановить ее безумное буйство. Наконец, чтобы привести ее в чувство, Шива лег на поле боя, подражая трупу. Когда она начала танцевать на любимом муже, она пришла в себя и остановила кровавую бойню.

Самый известный образ Каали можно найти в Деви Махатмьям, где она является олицетворением гнева Дурги. Когда демоны Чанда и Мунда попытались схватить Дургу, богиня почернела от ярости, а из-под ее нахмуренных бровей возникла отвратительная фигура Каали. Деви Махатмьям описывает ее так:

С разноцветным посохом, увенчанным черепом, с гирляндой из человеческих черепов;
В одежде из тигровой шкуры, чрезвычайно страшной своей иссохшей шкурой,
С широко раскрытым ртом, устрашающим высунутым языком;
С запавшими, покрасневшими глазами и ртом, который наполнял направления ревом!

В другом эпизоде ​​Каали является олицетворением гнева Парвати. Когда боги попросили Парвати уничтожить двух демонов Шумбху и Нишумбху, Каали вышла из тела Парвати и отправилась в горы Виндхья, где победила асуров и осталась там как богиня гор. Ей посвящен храм Виндхья Васини в Виндхьячале.

Всякий раз, когда Шива выходил уничтожать демонов, Каали сопровождала его. Она была украшена черепами, и ее глаза были закрыты опьянением от питья крови. Шива восхвалял ее как дочь Гималаев, что показывает ее отождествление с Парвати. Когда Шива послал Вирабхадру разрушить зал жертвоприношений Дакши, Кали была частью его ужасающей свиты.

В Махабхарате Каали упоминается в контексте убийства детей Пандавов Ашваттхамой. Последний был преданным Шивы и призывал его. Шива послал Каали помочь ему. Махабхарата дает яркое описание ее:

Каали с окровавленным ртом и глазами, перепачкана кровью и,
В багряных одеждах, одна, с петлей в руке,
Ночь смерти (Каларатри), насмешливо смеясь и твердо стоя, увидели Пандавы.
Связав людей, лошадей и слонов ужасными петлями, она вышла вперед,
Несущая различных духов, скованных петлями, с растрепанными волосами.

Она снова появляется в чудесном произведении «Кумарасамбхава» великого поэта Калидаса, который описывает себя как раба Каали. Он пишет, что был в неведении, пока не начал поклоняться богине, которая спасла его и сделала величайшим поэтом страны.

Быть преданным Кали — нелегкое дело. Она заставляет нас страдать и разочаровывает нас в плане мирских желаний и удовольствий. Она дает своему преданному видение самого себя, которое не ограничено обычными физическими и материальными ограничениями. Как сказал один из ее преданных: «Тот, кто любит Кали, может легко забыть о мирских удовольствиях». Ничто не может удовлетворить ее, кроме самых благородных целей. Поэтому победоносная сила божественного всегда с ней, и только по ее милости здесь и сейчас могут совершаться великие свершения.

Поклоннику Каали не нужно беспокоиться о мирских радостях, потому что она их не даст. Именно благодаря этому преданные Каали могут найти реальность, выходящую за пределы мирского комфорта и безопасности. Ее фигура способна разрушить утешительные мифические представления о мире. Тот, кто думает о вселенной как об упорядоченном, прекрасном целом, в котором Бог как отец-защитник восседает на своих небесах и нежно заботится о нуждах своих детей, никогда не сможет понять значение Каали.

Только в этом столетии ученые обнаружили, что их представление о Вселенной как об упорядоченном целом, в котором атомы и молекулы ведут себя по установленной и понятной схеме, является мифом их собственного принятия желаемого за действительное. Энергетическое поле, из которого возникает вся вселенная, далеко не упорядочено. Это бурлящая масса турбулентных сил, состоящая из энергетических частиц, поведение которых, по-видимому, не поддается наблюдению. Хотя для научного ума это могло быть шокирующим откровением, индийский ум понял это давно. Фигура Каали заставляет нас выйти из обыденного мира логики в мир непредсказуемости, драматических поворотов, противоположностей и контрастов.

Рам Прасад пишет о ней:

Ты сияешь в глубочайшей тьме, о Мать!
Итак, йоги поклоняются вам в темных пещерах.
Они находят в твоей безбрежной тьме,
Безграничный покой,
Кто ты, Мать,
Одетая в ничто,
Светящиеся в самых глубоких тайниках моего разума?
Твой бешеный смех пугает,
Пока твоя любовь подобна молнии из черной тучи,
Поражает мир светом.
Каали — подарок Индии миру: вечный, ужасающе прекрасный, ласкающий и убивающий символ тотальности миросозидающего и мироразрушающего процесса.
Боги, наблюдающие за землей бессонными глазами,
Дали человеку бремя его ума.
Они дали ему голод, который никакая еда не может заполнить
Его тело — веревка, которой он связан.
Бросают на корм, горю, надежде и радости,
Свои пастбища они огородили невежеством.
В его хрупкую, незащищенную грудь,
Они дышали отвагой, которую встречает смерть,
Они проследили путешествие, которое не предвидит никакой цели.
Бесцельно трудится человек в зыбком мире,
Убаюканный постоянными паузами его боли
Смерть рыщет, лая сквозь леса жизни.

— САВИТРИ ШРИ АУРОБИНДО

Аум Аим Хрим Клим