Найти тему
Istileev Amirzhan

Было страшно, но родную землю защитили

У войны не женское лицо, но без женщин не выиграть ни одну войну. Они всегда, даже в самых жестоких боях, плечом к плечу вставали рядом с мужчинами.

Одна из самых кровопролитных страниц Великой Отечественной - Сталинградская битва. Когда идет разговор о ней, я вспоминаю рассказ старого солдата-сталинградца, который говорил:

"Бывало, зачерпнешь котелком воду из Волги, а там наполовину кровь..."

На эту войну добровольно шли тысячи девушек. Среди них и красноярские. Сегодня рассказ об одной из них - А.А. Поповой, в девичестве Тарасовой.

3 апреля 1942 года тридцать красноярских девушек написали заявления в райком комсомола с просьбой направить их на фронт, - вспоминает Антонина Александровна. - Враг приближался к Волге. 7 апреля добровольцев провожали из Красного Яра в Астрахань. Как только Волга осво­бодилась ото льда, нас на пароходе отправили в Сталинград. На судне было 500 девушек, в том числе и мои красноярские подруги Н. Лбова, А. Кичина (Щеглова), А. Артемьева, Ш. Коняева, К. Корчуно-ва (Шацкова), А. Грачева, Л. Тарасова

1 мая приняли присягу в 1077-м зенитно-артиллерийском полку 62-й армии. Я и еще 15 землячек попали во вторую батарею, где нас стали обучать различным специальностям. Я стала прибористкой, научилась на ПАУ-30 готовить данные для артиллеристов.

В окрестностях Сталинграда было еще тихо, но новобранцев опытные инструкторы готовили тщательно. Девушки, как и парни, строго выполняли все воинские обязанности. Комиссар поручил Антонине проводить ежедневно политинформацию в расчетах. Он не зря остановил выбор на этой общительной девушке. Тоня в 1940 году с отличием окончила среднюю школу, поступила в Ле­нинградский текстильный институт, мечтала стать инженером. Однако пришлось оставить вуз в самом начале обучения, ибо ввели плату за нее - 400 рублей в год. Таких денег в семье Тарасовых не было. Вернулась домой и подала заявление в Астраханский пединститут. Ее приняли на математический факультет, но вскоре и тут ввели плату. Так она распрощалась и со вторым институтом. В Красном Яру ей предложили работу секретаря коменданта трудпоселка, где жили и работали под надзором раскулаченные крестьяне.

В июле 1942 года фашистские самолеты стали появляться над небом Сталинграда. Зенитчики вступили с ними в бой. Напряжение нарастало. Батарея, где служила А.А. Попова, стояла недалеко от Городища, обеспечивая охрану тракторного завода, дороги до передовой, по которой уже проходили танки.

23 августа на город двинулись десятки самолетов... Это было начало крупного сражения.

Вот как описывает события тех дней командир 2-й батареи А.С. Михаленко в очерке из книги "Залпы возмездия":

"Первыми на большом расстоянии обнаружили цель дальномерщики и точно определили ее высоту. Потом их показания подтвердили и прибористы. Как только самолеты вошли в зону поражения, мы открыли огонь. Первые же снаряды разорвались в центре группы самолетов, и вскоре один Хе-Ш, объятый пламенем, рухнул на землю.

- Победа! - радостно закричали зенитчики.

В этом бою проявили высокое мастерство и храбрость дальномерщики рядовые A.M. Есина, Г.С. Семилетова, стереоскопист М.С. Горбачев, прибористы П.И. Гурьянов, А.А. Тарасова (Попова - авт.), А.А. Грачева, Н.М. Игнатьева и К.Т. Шацкова..."

Зенитчики вступили в бой, а обстановка на фронте ухудшалась.

- Вражеские налеты изматывали нас, - говорит Антонина Александровна. - Их бомбардировщики летали большими группами, с определенным интервалом. Создавалось впечатление, что им нет конца. Мы упорно дрались, уничтожали их, нам было страшно, но долг, ответственность за защиту родной земли не позволяли расслабиться. Рядом погибали молодые девчата и парни.

Мы быстро научились определять немецкие самолеты, также укрываться от их разведчиков. Как только в небе появлялся силуэт "Рамы", мы маскировали расчеты. На войне прежде всего нужно умение. Именно благодаря ему, командиру батареи, его помощникам наше подразделение осталось целым, когда наш 1077-й полк понес огромные потери. Даже отступая, командир А.С. Михаленко сумел сохранить бойцов, вывезти сполна снаряды, технику. А ведь немцы напрямую обстреливали наши позиции из минометов. Мы им отвечали тем же. В таких случаях девушки оставляли ПУАЗО и переключались на подтаскивание снарядов к орудиям, а ведь каждый снаряд весил 16 килограммов.

В сентябре были сданы Городище и другие населенные пункты. Однажды командир дал приказ вывезти с позиций девушек, так как больше нельзя было работать с приборами, а стреляли только прямой наводкой. Нас отвели на какой-то полигон с трубами, где мы провели день, а ночью командир отделения Н. Столпецкий повел нас к переправе через Волгу. Город горел. Это было жуткое зрелище. Где-то за полночь мы соединились с бойцами своей батареи и переправились на пароме через реку.

Повезло.

Следующий рейс парома был последним, его разбомбили на наших глазах.

Наша батарея была отведена на хутор Старенкий напротив тракторного завода. Не только отражали налеты вражеской авиации, но и помогали своей. Под прикрытием наших залпов по немец­ким силам в небо поднимались наши У-2, которые летали на небольшой высоте и сбрасывали на вражеские окопы связки гранат. Но и враг не дремал, он, заметив наши позиции, активизировал огонь, наносил урон.

Батарея была переведена на новое место, перед ней поставлена задача: охранять подступы к полевому госпиталю в с.Заплаваное, к аэродрому и железной дороге, ведущей к городу с востока. Тут над нами постоянно нависали истребители Ме-109, но им не удалось нас выжить, наоборот, они несли потери. 19 ноября под мощным огнем всей артиллерии фронта наши пошли в наступление. Мы это наблюдали и радовались. Вскоре увидели пленных немцев. 8 января по льду мы переправили зенитки на правый берег Волф и заняли удобную позицию на пригорке на северо-западной окраине города. И обеспечивали огнем атаки наших войск, сжимающих кольцо вокруг немецкой группировки.

После 2 февраля - капитуляции остатков войск Паулюса - часть двинулась на запад. Сначала зенитчики стояли в Дубовском районе, потом - в Сальской степи, охраняя железную дорогу Ростов - Сталинград. В начале ноября полк был переброшен в Мурманскую область для охраны неба над Туломской ГЭС. Сюда тоже летели вражеские самолеты. Здесь же Антонина Александровна Попова встретила День Победы.

Она демобилизовалась 29 августа 1945 года.

Послевоенная жизнь Антонины Александровны сложилась просто. Окончила торгово-кооперативную школу. Некоторое время проработала в Сеитовском рыбкоопе, потом вернулась домой в Красный Яр, устроилась воспитателем в детский дом, где трудилась более 15 лет. 16 лет учила детей в начальных классах, затем, будучи на пенсии, еще 12 лет работала воспитательницей в детском саду. Ровно полвека составляет ее трудовой стаж.

На фото Антонина Александровна Попова
На фото Антонина Александровна Попова

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации, буду вам очень благодарен.

С Уважением, Истилеев Амиржан.