Найти тему
Максим Бутин

5756. ОБЩЕСТВО И УМ…

1. Отношения живых людей друг к другу, — минералы, частицы, поля, бактерии, археи, растения и животных оставим в покое, — а это отношения (1) мужчин к мужчинам, (2) мужчин к женщинам, (3) женщин к женщинам, (4) женщин к мужчинам, (5) взрослых мужчин к мальчикам, (6) взрослых мужчин к девочкам, (7) взрослых женщин к девочкам, (8) взрослых женщин к мальчикам, (9) мальчиков к мальчикам, (10) мальчиков к взрослым мужчинам, (11) мальчиков к девочкам, (12) мальчиков к взрослым женщинам, (13) девочек к девочкам, (14) девочек к мальчикам, (15) девочек к взрослым женщинам, (16) девочек к взрослым мужчинам — возможны лишь тогда, когда имеется некоторая общность между людьми, выстраивающими отношения друг с другом.

Даже крайне деструктивное отношение людей друг к другу, называемое войной, в ходе которой противники стараются уничтожить друг друга, именуют друг друга врагами, возможно только при наличии общности. Если общности нет совсем, общаться невозможно.

2. Нередко попадаются суждения, считающие себя и считаемые другими авторитетными, по которым, скажем, основой долгих и счастливых отношений мужчины и женщины является по существу сознательный компромисс с той или другой стороны или с обеих сразу. Это верные суждения до тех пор, пока под компромиссом мыслится процесс поиска общности, на поле которой и можно выстроить взаимно заинтересованные отношения.

Но иногда такой компромисс представляется как заведомое прощение подлости или глупости, и считается, что на него необходимо идти ради сохранения пресловутой общности.

(1) В частности, он её бьёт, а она ему прощает, ибо «если не бьёт, то и не любит», не проявляет должной заинтересованности. Что заинтересованность возможна не только такая деструктивная, в её ум как-то не входит. Или заинтересованности иной она уже и не чувствует. Всё отбито.

(2) Другой казус, считающийся примером высшего психологического пилотажа, таков: она делает нелепый эмоциональный выпад, настаивает на своём заведомо глупом решении или суждении, а он вместо её вразумления в её минутном эмоциональном всплеске или многочасовой истерической волне цунами приносит ей свои извинения.

В первом случае он ведёт себя как зверь, а у неё не хватает человеческого достоинства не допускать к себе подобного отношения.

Во втором случае сам акт извинений с успокоением её подобострастной ложью должен быть расценён как отношение к ней как к животному, а не как к человеку. Что с ней говорить, в чём-то убеждать эту жертву её собственного гормонального фона или зачаточных умственных способностей! Временами-то она хорошая, возиться с нею бывает приятно… Но хорошая как собака. А ведь и с собакой порой бывает интересно. Она за палочкой бегает, радуется, когда ты приходишь с работы и т. п. Такова цена извинений без рассмотрения corpus delicti, состава преступления, по существу.

(1) То, что в этой паре женщина может бить мужчину, а мужчина терпеть и прощать, считать, что это и есть её любовь; (2) то, что мужчина может исполнять прежде женскую роль, то есть закатывать истерики, а женщина по-мужски извиняться и успокаивать его вне зависимости от того, кто виноват и что делать — это вполне возможно. Человек — существо податливое и непреклонное: вытерпит всё и настоит на своём вне зависимости от пола этого конкретного, терпящего и настаивающего, человека.

3. Почему так происходит, в целом понятно. Конкретные случаи неинтересны, пусть ими занимаются персонально в них замешанные люди или зарабатывают на них деньги так называемые психологи, нам же в общем ясно, что тут наличествует дефицит ума у общающихся людей. Как говорил один из героев Ильи Ильфа (Иехиела-Лейба Арьевича Файнзильберга) и Евгения Петрова (Евгения Петровича Катаева), слесарь-интеллигент Виктор Михайлович Полесов, «при наличии отсутствия…» Или как говорят отечественные экономисты, «отрицательный рост экономики». В общем, умственная недостаточность. Попросту говоря, глупость… И глупость потому, что одна сторона не способна адекватно описать ситуацию и выход из неё, а другая сторона воспринять и оценить верность ума реальности…

4. Гораздо интереснее рассмотреть по существу не отношения человеческих индивидуальностей во всех перипетиях этих отношений, а отношения групп людей, будь это классы, страты, элиты, власть и подвластные, правительство и общество и т. п. Эти отношения значимы для каждого участника группы, значимы как всеобщая мобилизация или вакцинация от кори и полиомиелита, что бы отдельный человек об этих мероприятиях ни думал и даже как бы им ни сопротивлялся.

Да не покажется странным, но в отношениях групп людей ум столь же значим, как и в отношениях индивидов. Это потому так, что не существует ума группы, отдельного от умов индивидуальных и со своим особым субъектом. Этот групповой ум складывается из отдельных умов в совместной умственной работе группы. Эту работу потом можно обобщить, она окажется отличной от умственной деятельности отдельного члена группы, в том только и отличие ума группы от ума индивида. Но поскольку работа ума группы значима для всей группы и для её контактов с отдельными своими членами, отдельными членами иных групп и в целом иными группами, постольку ум группы, пожалуй, даже значим больше для её существования, чем ум отдельного человека в индивидуальных отношениях с другими отдельными людьми.

5. Наиболее ярко и чувственно эта ситуация низкого уровня ума группы или несоответствия умов общающихся групп видна в отношениях государственной власти и подвластного общества.

Засалившийся от частого употребления тот афоризм, что всякий народ достоин своего правительства, всё ещё актуален, актуален для нас здесь, тем, что констатирует обширное поле общности власти и подвластных. Они адекватны друг другу, им есть и что обсудить и что порешать. Обычно слова о таком соответствии исполнены горькой иронии и даже сарказма: какое мол негодное и подлое правительство досталось этому народу, но уж таков народ, выбрал достойное себя…

Но если взглянуть на ситуацию здраво и эмоционально незаинтересованным, чистым, взглядом, то и в самом благополучном обществе, обществе динамично развивающемся, правительство и народ должны соответствовать друг другу, иначе (1) управляющие решения, исходящие от власти, какими умными они бы ни были, не будут исполнены народом. А в случае, если народ окажется умнее своего правительства, (2) решения будут подняты им на смех, а не исполнены с тщанием и со всей ответственной серьёзностью.

6. В динамике это отношение трогательного тождества правительства и народа осуществляется так, что неугодное народу правительство народом свергается и на место старого правительства ставится правительство новое, более адекватное. Вспоминайте идеолога Французской революции Дени Дидро: «Человек не будет свободен до тех пор, пока последний король не будет повешен на кишках последнего священника». Это о свободном человеке в свободном обществе. Но свободное общество — это не хаос анархии. Это общество насущно требует управления. Так что и ему, этому свободному обществу со столь свободными людьми, освободившимися от своего последнего короля и своего последнего священника столь изящным способом, требуется управление, а будет это самоуправление или управление с помощью отдельной профессиональной группы — уже не так важно.

7. Случаи подлости, эксплуатации, гнёта и прочего со стороны правительства в отношении народа тоже можно редуцировать к глупости правительства. Править народом железной рукой, так чтобы железо более или менее изобильно поливалось народной кровью, можно, только это малоэффективно, малоэффективно как каннибализм в качестве здоровой диеты. Ведь ненависть народа когда-нибудь сломает и железную руку. Наиболее эффективное и продуктивное взаимодействие правительства и народа возникает лишь тогда, когда творчество масс инициируется сверху и ростки нового и чудесного легко пробиваются из народной почвы.

8. Русский народ спит. Россия всё ещё пребывает во тьме закрытых глаз. И только время от времени видит сны, проявляя хоть какие-то признаки сознания.

К примеру, что продвижение фронта будет не десять километров за полгода военных действий, а чуточку больше. Ну, хотя бы 10 км 200 м. Фантастика? А я верю!

Или что «центры принятия деструктивных для России решений» расположены не на Земле, а на Небе. То воля Бога понемногу разрушать Россию. А Царствие Небесное и Господа Бога нельзя тревожить ударами каких-то цитрусовых «Цирконов». К тому же, у Бога на цитрусовые аллергия. Он не поймёт мотивов причинения ему таких назойливых обид и начнёт чесаться. Нельзя беспокоить столь заслуженного и местночтимого человека, почётного небожителя, лётчика-космонавта! Реальность? А я не верю!

9. Громадный потенциал творчества совсем не нужен нынешнему правящему классу России. Запевать старую песню о том, как плохи бояре и как хорош, чертовски хорош, царь, надоело всем донельзя. За двадцать с лишком лет у власти не построить бояр в две шеренги, не выдать им заступы и кайла и не отправить на стройки народного хозяйства или хотя бы в Сибирь снег убирать — значит очень любить бояр, именно этих бояр, — о любви к народу речи нет, — и прощать им любые подлости, глупости, провалы и коррупцию. Ну, как в предельно компромиссных отношениях мужчины и женщины, описанных выше.

Ждём побудки!

2022.08.23.