Один из лучших писателей-фантастов Роберт Хайнлайн сказал: «Человек — не рациональное животное; он рационализирующее животное». И, судя по фактам, имеющимся в нашем распоряжении в настоящее время, это, безусловно, так. Мы разрушаем нашу биосферу и переходим от флирта с ядерной войной к полномасштабным заигрываниям с ней, и все это для того, чтобы способствовать статус-кво, который большинство на планете ненавидит и который вряд ли кому-то по жизненному счету выгоден.
«Британский советник по национальной безопасности Стивен Лавгроув, — пишет Дэйв ДеКамп, редактор новостей Antiwar.com* — предупредил на прошлой неделе, что сегодня существует больший риск ядерной катастрофы, чем во времена холодной войны, из-за отсутствия каналов связи».
«Два монолитных блока времен холодной войны — СССР и НАТО — хотя и не без тревожных трений — смогли достичь общего понимания доктрины сотрудничества, которого сегодня нет», — сказал Ст. Лавгроув. — «…во время холодной войны было «понимание советской доктрины и возможностей — и наоборот», потому что оставались открытыми больше каналов для переговоров. «Это дало нам обоим более высокий уровень уверенности в том, что мы не просчитаем свой путь к ядерной войне, — сказал Лавгроув – то, что СМИ истеблишмента не могут предложить».
Дэйв ДеКамп продолжает: «Помимо отсутствия связи, риск ядерной войны сегодня значительно выше, потому что США финансируют войну на границе с Россией и помогают Украине с разведданными для проведения атак на российские войска. США также разжигают напряженность в отношениях с Китаем, размещая больше военных сил в Южно-Китайском море и увеличивая поддержку Тайваня».
Очевидно: мы ведем себя нерационально. Вместо этого мы рационализируем… Или кто-то хитроумно рационализирует происходящее за нас.
Есть и еще один момент: пандемия унесла жизни миллионов людей, а самые богатые и влиятельные персоны на Западе, и не только, увидели, что их доходы и богатство значительно выросли. Например,миллиардеры во всем мире увеличили свое совокупное состояние в 21 году на триллион долларов, что, по крайней мере, на 50 процентов больше по сравнению с предыдущим годом. В США термин «основные работники» используется для описания того, как работающие бедняки эксплуатируются огромными корпорациями, такими как Amazom и Walmart. Миллиардеры, которые владеют или контролируют подобные корпорации, становятся еще богаче, не позволяя своим сотрудникам зарабатывать на реальный прожиточный минимум или организовываться для защиты своих прав, здоровья и безопасности
Гангстерский капитализм. А нам твердят, что это единственный возможный путь, что любое желание освободиться от закрепившихся разрушительных социальных моделей нереалистично и порождено наивностью. А если вам не нравится, что существующая политика постоянно придерживается одних и тех же шаблонов, независимо от того, кто находится у власти, что ж, это очень плохо, но вам придется выбрать меньшее из зол. Если вам не нравится, как капитализм принуждает конкурировать друг с другом и разрушать экосистему вместо того, чтобы сотрудничать и войти в гармонию с нашей планетой, начинают вдалбливать, что это наилучшая возможная система, и что любая другая была бы намного хуже.
Если вам не нравится, как централизованная империя США доминирует в мире с помощью насилия и принуждения, вам на каждом шагу возражают: лучше, чтобы дядя Сэм правил нами любыми необходимыми средствами, чем рисковать тем, что власть захватит кто-то похуже. Мол, дядя Сэм — меньшее из зол, и любая дискуссия о том, что было бы лучше вообще не выбирать зло, пресекается как утопичная или подрывная.
Получается, люди, которые постоянно рационализируют наши саморазрушительные модели поведения, являются реалистами. Неужели? Те, кто говорят, что мы должны продолжать выбирать один и тот же путь снова и снова, несмотря на то, что он ведет к еще более несправедливому миру, все разрушает и толкает человечество к неминуемой гибели, реалисты? Те, кто советует нам предпочесть безумие здравомыслию? По их мнению, это значит быть реалистами? Повторяющими при этом: «Да, продолжай идти в том же направлении, не останавливайся, и когда дойдешь до края обрыва, ты, наверное, полетишь…».
И куда мы все полетим? Когда саморазрушительные паттерны, образцы, шаблоны, модели, на первом месте, а рационализация — на втором. На самом деле мы идем по этому пути не потому, что это лучший выбор из других, больших, зол. Мы идем по этому пути, потому что силы, действующие внутри нашего вида, целенаправленно тащат нас к такому концу.
Мы идем по этому пути, потому что есть системы, которые усиливают и поддерживают порок. А самые порочные из людей поднимаются наверх, так как наши социальные, политические и прочие общественные системы построены таким образом, чтобы возвышать порочность человеческого вида.
Мы идем по этому пути из-за стремления к прибыли, по произволу рыночных сил, по диктату тех, кто поднялся наверх, в правящий класс, в этой точке пространства-времени. Какой ценой – другой и страшный разговор.
Мы на этом пути, потому что МЕДИА можно использовать для манипулирования человеческой психикой в массовом масштабе, используя такие ментальные рычаги, как страх и трайбализм, групповую обособленность, которые являются пережитками тех времен, когда жизнь была совсем другой. Стоит прислушаться к циничным словам одного влиятельного политика, который как-то заметил: «вы интересуетесь информацией? смотрите разные программы по ТВ, читаете разные источники? Но все это ведь перепечатки из одного издания – газеты The Wall Street Journal !».
Откровенно, не правда ли? Издание самых влиятельных политических и деловых кругов глобального капитализма задает тон остальной мейнстримной прессе. Кто-то еще что-то лепечет про свободу слова?
Мы на этом пути, пока наш вид находится в трудной переходной фазе между эволюцией коры головного мозга в наших черепах и адаптацией сознательных, здоровых отношений с нашей новообретенной способностью к абстрактному мышлению.
А пока – мы бессознательный вид, управляемый бессознательным, над чем не имеем реального контроля. Зато научились рассказывать себе глупые истории, почему с нами все происходит так, как происходит.
Мы придумываем оправдания тому, почему кто-то снова начал употреблять наркотики, почему пропустил еще один концерт своего ребенка, почему в очередной раз вышел из себя, почему оказался один после того, как несправедливо оттолкнул всех.
Может, мы все же станем реалистами и сумеем верно оценить то, что происходит, принимая на себя вину и ответственность за происходящее, за то, почему жизнь такая, какая есть? Пусть будем чрезмерно суровы к самим себе, но главное – окажемся в состоянии измениться, начнем осознавать силы, которые пытаются управлять нашим поведением.
Мы убиваем биосферу, движемся к ядерной войне и подыгрываем системам статус-кво по той же причине, по которой кто-то употребляет героин, причиняет боль тем, кого любит, культивирует жестокие отношения в семье** или саботирует благие цели. Пока горят и вырубаются леса, загрязняются реки, заполняются пластиком океаны, массово гибнут животные и птицы, рождаются дети-инвалиды, страдают от голода и отсутствия медицинской помощи миллионы людей…
А средства массовой информации, аналитические центры, НПО, манипулирование алгоритмами восприятия, цензура в социальных сетях, система образования – все то, к чему мы привыкли апеллировать, чтобы выяснить, что происходит вокруг, славословят их «дивный новый мир».
Но ведь это просто программы идеологической обработки, замаскированные под информацию и образование. Пока богатые и влиятельные люди манипулируют тем, как мы думаем, действуем и голосуем, они будут продолжать навязывать миру свою психопатическую волю. Нам придется найти способ очнуться от этого морока, разрушить управление нашим восприятием, которое они мастерски используют в целях наживы, или нас ожидает участь динозавров.
Необходимо работать над тем, чтобы расширить границы нашего сознания для понимания себя и своей роли в окружающем мире. Здесь не помогут религии, «сила воли», любая «сказка», придуманная массовой культурой и годами пропагандируемая в голливудских фильмах. Мы изменимся, когда обретем более четкое осознание того, что происходит внутри нас, почему мы делаем и поступаем так, а не иначе. Превратимся из человека потребляющего в человека разумного.
Были времена, когда люди заживо сжигали кошек для общественного развлечения; но наше поведение изменилось, когда мы стали осознавать страдания наших меньших братьев — живых существ… То же самое происходит с рабством, апартеидом, расовой и сексуальной несправедливостью, насилием, жестокостью в семье.
Человеческое поведение изменится лишь в том случае, если станем сознательным видом, что обязательно приведет к ситуации, которую предсказывала французская писательница Анаис Нин, — «настанет день, когда риск остаться зажатым в бутоне был более болезненным, чем риск расцвести».
Кейтлин Джонстон, пер. с англ.
* Antiwar.com, ресурс Института Рэндольфа Борна, известного американского журналиста, общественного критика и политического активиста начала 20-го века. Он мужественно выступал против вмешательства США в Первую мировую войну. Antiwar.com, веб-сайт, запущенный в декабре 1995 года, является основным проектом Института и самым заметным неинтервенционистским сайтом в Интернете. Он обеспечивает ежечасное освещение последних новостей наряду с информированным анализом основных мировых конфликтов (с особым вниманием к роли США в этих конфликтах).
* * Признание жестокого обращения с детьми в его многочисленных формах (физическое насилие, сексуальное насилие, эмоциональное насилие и пренебрежение) вышло на первый план в двадцатом веке. Случаи жестокого обращения с детьми по-прежнему чаще признаются в экономически развитых странах, чем в развивающихся. Однако детей избивали и бросали на протяжении многих тысяч лет, основываясь главным образом на убеждении, что дети являются собственностью их родителей.
Ранние цивилизации регулярно отказывались от уродливых или нежеланных детей, а ритуальные жертвоприношения детей, чтобы умилостивить богов, имели место в египетском, карфагенском, римском, греческом и ацтекском обществах. В римском обществе отец имел полный контроль над семьей, вплоть до того, что мог убить своих детей за непослушание. Сексуальное насилие над детьми было распространено как в греческом, так и в римском обществах. Детей также продавали в качестве проституток. В Средние века (около 350– 1450 гг.) в Европе здоровых, но нежеланных детей отдавали в ученики на работу или предлагали монастырям и обителям. Детоубийство, или убийство младенцев, также было обычным явлением. Римско-католическая церковь способствовала детоубийству, когда объявила, что уродливые младенцы – это предзнаменование зла и результат отношений между женщинами и демонами или животными. В другом примере религиозной поддержки того, что сейчас рассматривается как жестокое обращение с детьми, архиепископ Кентерберийский в седьмом веке постановил, что мужчина может продать своего сына в рабство, пока ребенку не исполнится семь лет.
* * * Сожжение кошек было одной из форм зоосадистского развлечения в Западной и Центральной Европе в средние века до 1800-х годов.
Читайте больше материалов на нашем сайте