Обращаясь в страховую компанию после ДТП, за возмещением ущерба по автомобилю, возможны два варианта развития событий.
Вариант 1. Натуральная форма возмещения.
Страховая компания выдает направление на ремонт на один из сервисных центров с которыми у страховой заключены договора на ремонт. Это и есть натуральная форма возмещения установленная законом Об ОСАГО.
Неплохой вариант, но сервисный центр выбирает страховая компания. Также, надо иметь ввиду что ремонт производится новыми сертифицированными зап. частями. Т.е. вам поставят новые з.ч. и скорее всего аналоги, а не оригиналы. К сожалению, в законе не прописана установка оригинальных частей, поэтому ставят то, на что хватает денег.
Вариант 2. Выплата в денежной форме.
Сейчас, заном предусмотрена натуральная форма возмещения (ремонт), но есть исключения.
В каких случаях можно получить выплату в денежной форме (ч.16.1 статьи 12 ст 12 ФЗ № 40 Об ОСАГО):
- полной гибели транспортного средства;
- смерти потерпевшего;
- причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая;
- если потерпевший является инвалидом;
- если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает установленную страховую сумму;
- выбора потерпевшим возмещения вреда в форме страховой выплаты в соответствии с абзацем шестым пункта 15.2 настоящей статьи или абзацем вторым пункта 3.1 статьи 15 настоящего Федерального закона;
- наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).
С последним пунктом, Страховые часто хитрят. Давайте рассмотрим его подробнее.
У многих страховых компаний, особенно в регионах, просто нет Сервисных центров, поэтому они всегда производят выплату.
Соглашение же, подписывается тогда, когда потерпевшего устраивает рассчитанная сумма.
Когда Страховая предлагает Соглашение, они это делают под разными предлогами (это может быть отсутствие СТО, могут сказать что это ускорит выплату, без Соглашения не выплачиваем и т.д.), нужно четко понимать, достаточно вам рассчитанной суммы или нет. Отсутствие СТО это проблема Страховой, а не ваша.
По закону, Страховая компания обязана за 20 календарных дней с даты подачи заявления о страховом случае урегулировать убыток (произвести выплату или выдать направление на ремонт). Если они не могут направить вас на ремонт, значит произведут выплату на ваши реквизиты без всяких Соглашений.
Как получить доплату износа, если страховая произвела выплату.
А теперь самое интересное.
По закону, ущерб за детали которые в результате ДТП подлежат замене рассчитывается с учетом износа. Максимальный размер износа не может превышать 50%. Получается, вы можете потерять до половины от стоимости новой детали.
При направлении на ремонт, износ деталей не учитывается, потому что ремонт производится новыми деталями.
Если Страховая компания не направила вас на ремонт и произвела выплату в денежной форме без Соглашения, она нарушило ваше право на новые детали. Поэтому, после получения выплаты, смело пишем претензию в страховую в свободной форме, на доплату износа в связи с тем, что вас не направили на ремонт согласно ФЗ № 40 Об ОСАГО.
В претензии ссылаемся на:
- ч.15.1 ст 12 ФЗ № 40 Об ОСАГО: Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).
- ч. 21. ст. 12 ФЗ № 40 Об ОСАГО: В течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или выдать потерпевшему направление на ремонт. Указываем что в установленный законом срок направление на ремонт ны выдано.
- ч.16.1 статьи 12 ст 12 ФЗ № 40 Об ОСАГО: это случаи в которых производится выплата в денежной форме (мы их уже рассмотрели).
- п. 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017г. № 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в котором сказано, что в отличии от общего правила, оплата стоимости ремонта ТС осуществляется без учета износа.
В конце претензии пишем: Таким образом, в случае нарушения страховщиком обязательств по выдаче направления на ремонт, страховая компания должна нести ответственность, за возмещение ущерба без учета износа комплектующих изделий.
Никогда не спешите подписывать Соглашение. После подписания такого документа, будет сложно что-то дополнительно взыскать со страховой, т.к. в Соглашении прописано что вы претензий не имеете.
Страховщику проще доплатить по претензии, чем по решению Фин Уполномоченного или суда.
Вот и все, надеюсь это статья вам не пригодится. Аккуратнее на дорогах!