Наверняка невероятно сложно быть сыном известного человека и пытаться сделать карьеру на том же поприще, что и отец. Пожалуй, можно сказать, что Фёдор Бондарчук смог занять свою нишу в истории нашего кинематографа, но превзойти своего отца у него точно не получилось. Да и сложно превзойти фигуру, которая занимает место не только в истории нашего кино, но и мирового. Дело даже не в премиях и каком-то признании. Дело в том, что у Сергея Бондарчука был свой почерк, и он умел снимать так, как никто другой. Хотя никаких предпосылок для того, что бы он стал таким режиссером, не было.
Сергей Фёдорович родился в простой крестьянской семье и учился в обычной таганрогской школе. Надо заметить, что его детство и юность выпали на весьма непростое время. То есть 20-е и 30-е годы. Однако и в ту пору за культурой следили. Как минимум в театральный кружок он ходил, а с 17 лет уже выходил на сцену театра. Ну и далее было Ростовской театральное училище. Как актёр он успел поработать на сценах в Ейске, Таганроге и Грозном. Но в 1942 году он был призван в армию, где и служил до 1946 года.
Сейчас вот встречаются рассуждения на тему того что в армии тратить целый год кому-то не хочется. Якобы это потерянное время. Бондарчук там провёл 4 года и ничего, состоялся в жизни. Это к вопросу о том, как относиться к времени проведенному на службе. Тут всё очень неоднозначно. Так вот после службы он поступил во ВГИК, и наконец-то смог заняться тем, к чему его тянуло с детства. Только вместо театров начались съёмочные площадки. Как раз к тому моменту кинематограф начал стремительно развиваться.
Всесоюзную популярность он сумел обрести к своим тридцати годам. Обрёл он её как актёр. Но видимо в рамках исполнения ролей ему было тесно, и он решил заняться режиссурой. Надо заметить, что его дебют «Судьба человека» имел ошеломительный успех и так к 39 годам он состоялся заодно и как режиссер.
Конечно же, главным его произведением считается «Война и мир», но можно ли представить наше кино без такой фундаментальной вещи как «Они сражались за Родину»? Конечно же, нет. Из примечательных фактов не могу не отметить, что как режиссер Сергей Федорович работал и в Италии над фильмом «Ватерлоо». Ну а о вручении премии Оскар за «Войну и мир» подозреваю вы все в курсе.
Вообще в плане премий Бондарчук не был обделен вниманием. Понятное дело, что ему их вручали на наших кинофестивалях, но так же он получал призы и в Карболовых Варах и в Акапулько и в Венеции и в Японии. Ах да, его совместная с итальянцами лента «Ватерлоо» собрала призы и в Италии, и в Англии. При этом сам фильм в прокате провалился. Бывают и такие парадоксы у великих режиссеров. Однако это не отменяет того, что фильм до сих пор многие кинокритики приводят в пример того как надо снимать.
Конечно, в его биографии было не всё гладко, а к середине 80-х годов он растерял своё влияние. Но для меня очень показательно, что как актёр он начинал работать при Сталине, при котором и стал народным артистом СССР, а заканчивал работать при Ельцине. То есть перед нами человек эпоха.
Последней же его работой был фильм «Тихий Дон», который он мечтал снять ещё с 60-х годов, но работать над ним начал уже в конце 80-х. Беда этой экранизации заключалась в том, что часть актёров была иностранцами. Таковы были условия контракта с Италией, и естественно это не могло не сказаться на фильме. Впрочем, окончательно смонтировать своё кино Бондарчук попросту не успел. Был полностью исчерпан бюджет, и отснятый материал в свою очередь был изъят спонсорами. Своё последнее кино Серей Бондарчук так и не успел закончить.
Тем не менее «Тихий Дон» его авторства всё же был выпущен и монтировал ленту уже его сын. Само собой оценки кино получило неоднозначные и это как раз возвращает нас к началу моих размышлений. Для Фёдора Бондарчука выпуск этого фильма был вопросом уже не самоутверждения, а очень личным делом. И я не сомневаюсь, что им руководила не гордыня, а любовь к отцу. Нельзя сказать, что он смог стать сопоставимым режиссером, но в профессии он всё же состоялся. И для молодого поколения его фамилия ассоциируется вовсе не с «Войной и миром».
Бондарчук же старший, сейчас уже находится где-то в пантеоне каких-то столпов нашего кино. Он недостижим и глядя на его биографию и те фильмы, что он успел снять, я понимаю, что сейчас нам не хватает такого же титана. Вопрос в том возможно ли вообще появление подобных масштабных личностей сейчас? Конечно же, вопрос этот риторический.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.