Найти тему
Оружейникофф

Электротрактора Сталина как показатель прогресса

Антисталинисты и антисоветчики любят обливать грязью СССР и лучшего руководителя нашей страны Сталина, причем претензии одни и те же – коллективизация, голодомор, репрессии. Будто ничего другого в СССР и не было. Более того, все три пункта сильно преувеличены и драматизированы. А вот, например, то, что Сталину удалось к 1941 году из аграрной Российской Империи создать индустриальную страну, а в начале 50-х годов землю пахали электрические трактора, вспоминать не принято.

Если с коллективизацией адекватным людям все понятно, Сталин был вынужден ее провести в конце 20-х годов жестко, ибо кулаки гнули цены на хлеб с каждым годом все наглее, а тут еще и замаячила возможная война с Великобританией и Польшей, то с голодомором и репрессиями все сложнее, поскольку разбираться в море лжи, домыслов и фантазий нужно долго. И не в этой статье.

А поговорим о электротракторах, которые пахали советские поля задолго до того, как Илон Маск родился, и люди узнали о разрекламированной «Тесле». У нас был шанс еще 70 лет назад быть впереди всех, и по электромобилям, и по сельхоз и стройтехнике, работающей на электричестве. Но в 1953 году Сталин умер, и случился Хрущев, который благополучно похоронил прорывные проекты Вождя.

За 7 лет после самой разрушительной войны страна сумела достаточно восстановиться, и со строительством и внедрением в строй мощных электростанций, в Отчетном докладе XIX съезда в 1952 году было отмечено:

«Большие перспективы открываются для сельского хозяйства в связи со строительством грандиозных электростанций и оросительных систем на Волге, на Дону, Днепре и Аму-Дарье и в связи с вводом в действие Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина. Сооружение этих станций и оросительных систем обеспечит орошение новых земель на площади свыше 6 миллионов гектаров, обводнение пастбищ с выборочным орошением на площади 22 миллиона гектаров и открывает широкие возможности электрификации сельскохозяйственного производства, внедрения электропахоты, применения электрокомбайнов и других сельскохозяйственных машин с электроприводом».

Вот так вот, поклонники Илона Маска, электропахота в 1952 году!

Собственно, электропахоту осуществили еще в 1920 году, группа рабочих Петроградской городской электростанции провела эксперимент, когда электролебедка, установленная на автомобильном шасси, тянула на тросах плуг. На испытания работы полуавтомата в 1921 году приехал Ленин, и в целом ему этот способ пахоты понравился, хотя и были замечания. Правда, тогда эта инновация не прошла, все же обычные трактора были эффективнее и проще.

-2

Но Сталин об этом не забыл, хотя его идея была немного другой – он хотел полноценный электротрактор, а не плуг-полуавтомат. И уже в 1932 году СССР выделил большие валютные средства на закупку иностранного оборудования для электрозавода.

Дело пошло, уже в 1937 году специалистами Всесоюзного Института Электрификации Сельского Хозяйства был создан первый электротрактор ВИМЭ-2, которые были испытаны на практике в полях Поволжья, причем – успешно. А в 1939 году на выставке показали уже трактор ВИМЭ-4.

Трактор был довольно прост: вместо ДВС устанавливался электромотор, а также барабан с кабелем. Кабель разматывался и сматывался при помощи специальной направляющей стрелой. Кабель, длиной до 750 метров подключался к линии электропередач либо к передвижной подстанции. Трактор мог вспахать до 60 гектаров без перемещения подстанции.

-3

Но серии не получилось, во-первых, кабеля быстро изнашивались, а достаточно мощных аккумуляторов в то время просто не было. Во-вторых, началась война, и было уже не до тракторов.

Однако после войны к этому вопросу вернулись, более того, разработку электротракторов взял на контроль сам Сталин. И уже в 1948 году на землях колхоза «Заря», что в Свердловской области был, прошли испытания сразу пяти тракторов разных моделей: ЭТ-2, ЭТ-3, ЭТ-4, ЭТ-5 и ЭТ-8.

Удачной относительно остальных оказался трактор ЭТ-5, который, как и остальные, был бесшумным (почти), но еще и наиболее экономичным, экономя до 20 кг топлива на каждом вспаханном гектаре. Ну и экономия смазочных материалов оказалась около 70%.

Электротрактор ЭТ-5
Электротрактор ЭТ-5

Кроме того, электротрактор выгодно отличался от обычного тем, что заводился сразу от нажатия кнопки, и летом, и зимой.

Однако проблема все оставалась – кабеля быстро изнашивались, пробивались. Но раз Сталин одобрил проект, инженеры принялись искать другие выходы, как-то: солнечные батареи, разработка новых аккумуляторов. Но в 1953 году Вождь умер, и сначала проект сильно замедлился, а позже, Хрущев и вовсе прикрыл это дело, взявшись за освоение целины, что чуть не привело страну к голоду.

-5