Найти тему

“Надо понимать, что разработчики хотят от вас”: Яков рассказывает о своем подходе к ЕГЭ по информатике

Оглавление

Ученики Geekz успешно сдали экзамены и сейчас активно готовятся к поступлению в университеты. Мы поговорили с нашими выпускниками, чтобы узнать об их секретах подготовки, которые помогли им написать экзамен на высокий балл и поступить на бюджет в вуз мечты.

Герой сегодняшнего интервью – Яков Сапаров. Яков набрал 95 баллов по информатике и переехал из Ижевска в Иннополис.

О результатах ЕГЭ

Какие ЕГЭ ты сдавал и какие результаты получил?

Математика, русский язык и информатика.По русскому – 78 по математике – 64. По информатике – 95. В общей сумме 237 баллов.

Что думаешь насчет своих баллов по русскому? Чья недоработка в том, что баллов не так много?

Конечно моя. В 10 классе пробник по русскому я вряд ли бы написал больше, чем на 20 баллов. Мой уровень подготовки по русскому изначально был ниже, поэтому и результат другой. Меня очень сильно вытягивали, русским мне заниматься было вообще не в кайф. Когда я решал тесты, мне хотелось поскорее закончить. В 11 классе и школа тоже надоела, хотелось поскорее поступить.

Доволен ли ты своими баллами в целом?

Результаты ЕГЭ мне нужны были только чтобы подтвердить олимпиаду, может быть, доказать что-то родителям. У меня была история с ожиданием результатов. Мне нужно было 85 баллов, чтобы подтвердить диплом олимпиады. Когда я ждал результаты, я себя накручивал, что я их не набрал. Почти каждый день я искал свой вариант, задания, пытался их перерешать. Последние два дня я уже смирился и расслабился, а потом увидел, что у меня 95. Я доволен. Конечно, могла быть и сотка. но у меня и цели такой не было.

О подготовке

Ты по всем предметам готовился в Geekz?

Готовился в Geekz только по информатике, по математике готовился сам и по русскому языку занимался с репетитором.

Как проходило обучение в Geekz, чем это отличалось от других способов подготовки?

Занятия интересно устроены. Они мне нравились тем, что мы не сразу разбирали какое-то задание, а шли с самых основ. По каждому блоку была лекция и домашнее задание. На уроках мы могли задавать вопросы в чате и преподаватель отвечал на все. Если оставались вопросы, можно было прийти на личную беседу с преподавателем и задать их там.

Тебе помогало наличие четкой программы на курсе?

Мне это помогло. На самом деле, я начинал подготовку не с нуля, занимался еще в 10 классе. Но в начале года у меня была каша в голове и я не знал с чего начать. Тогда я мог решать пробники на 50-60 баллов, но у меня не было понимания четких алгоритмов решения. Курс мне помог тем, что я начал изучать все с самых основ. Встречая знакомые темы, мне уже было гораздо легче в них разобраться, понять, как это применять.

Чего не хватало у репетитора?

У репетитора не всегда есть четкая программа обучения, нет определенного плана. Репетитор отвечает на текущие вопросы, объясняет, но плана на год у него нет. Вы можете разбирать любые задания, которые непонятны. Здесь многое зависит от самого ученика. На курсе в Geekz все построено так, что каждый может найти свой подход к задаче, так как показывают несколько способов решения.

Ранее мы рассказывали о различных способах подготовки, их преимуществах и слабых сторонах, в том числе говорили о программе занятий. Беседа с Яковом подтвердила наш тезис о том, что подготовка должна быть грамотно выстроена по четко определенному плану.

О преподавателе

Кто был твоим преподавателем по информатике?

Алексей Смолянинов. Мне очень понравилось, как он объяснял все, рассказывал, показывал решения. У нас с ним просто были хорошие отношения, часто с ним общались на свободные темы.

Можно сказать, что он был не просто преподавателем, а скорее наставником?

Да.

О поступлении

Расскажи, куда подавал документы?

Сейчас я в Иннополисе (уже поступил). Подавал в ИТМО. Но поступаю я по диплому олимпиады. Для того чтобы поступить по олимпиаде, нужно набрать не менее 75 баллов по профильным предметам.

Расскажи про олимпиаду. Как готовился?

Я участвовал в НТО (Национальная технологическая олимпиада). Я ее писал уже три года, с 9 класса, и в 11 получил диплом призера. Готовился преимущественно самостоятельно, так было проще и быстрее. Потом собрал команду и уже участвовал вместе с ней.

Совпало ли твое ожидание о вузе с реальностью? Куда ты хотел поступать в начале года?

Интересно заметить, что весь 11 класс я как раз хотел учиться в Иннополисе. Я смотрел другие вузы, но начал это делать слишком поздно, поэтому не получилось попробовать попасть туда.

О прогрессе на курсе и стратегии решения варианта по Информатике

Хороший выбор! Скажи, как ты писал первый пробник на курсе?

Не помню точно, около 60. Интересно, что я решил задачу 27, самую сложную, а другие задачи, в том числе из первой части, были решены не особо хорошо. Первый пробник был средний по сложности, второй, третий и четвертый гораздо сложнее, сложность шла по нарастающей.

А как в сравнении с реальным экзаменом?

Симуляции в течение года были гораздо сложнее. Последняя симуляция была примерно на уровне ЕГЭ.

Как ты думаешь, это хорошо или плохо, что так оказалось?

Хорошо. Это давало мне мотивацию учиться. Результат практически не менялся от первой симуляции ко второй, хотя баллы должны были расти, я ведь готовился, и так далее. Баллы были от 60 до 70. Последняя была на 80.

Хочу рассказать еще о своей самостоятельной подготовке. Большой прогресс у меня был, когда я уже написал математику и русский. Весь июнь, до 20-го числа, я готовился. Тогда мне было в кайф это делать. Я очень быстро пишу программы, поэтому я быстро получил ответ на задание и переходил к другому. Много думать не приходилось, было интересно решать, так как скорость решения уже была достаточно развита. Скорость решения – очень важно. Она влияет на то, успеете ли вы проверить свои ответы, прорешать более сложные задачи из второй части. Проверять себя тоже важно

Я заметил, что в начале у меня были плохие баллы из-за того, что я решал быстро. получал ответ и сразу переходил к следующей задаче. Не проверял себя, было лень возвращаться к уже решенному. Я нашел для себя решение, немного снизил скорость прорешивания заданий, писал медленно и осмысленно. Читал задачу, внимательно вникал условия, писал так, как от меня ожидают разработчики ЕГЭ. Важно понимать, что разработчики хотят видеть от ученика. С этой стратегией я получал ответы, в которых был уверен на 90%.

Отлично! Ты уже дал один совет будущим выпускникам, хочешь что-то добавить?

Как я уже упомянул, нужно понимать, что разработчики ЕГЭ хотят от вас. Не нужно искать в задачах что-то супер сложное. Даже если попадается новый прототип задачи, скорее всего он решается довольно просто, в два действия. Это сделано для того, чтобы запутать учеников и понизить средние баллы. Главное – понимать смысл решения и уметь применять теоретические знания, полученные в процессе подготовки. Если вы понимаете, как решается задача, то вы сможете использовать алгоритм решения на любой ее вариации.

На самом ЕГЭ по информатике было задание (№13), которое многие почему-то не решили, потому что был новый тип. Например, раньше всегда требовалось найти количество дорог от пункта А в пункт Б, а тут дорога была зацикленная, это внесло некоторые корректировки в решения, но догадаться было можно, если вы глубоко понимаете алгоритм решения. Можно заучить код для решения задач (19 и 21), но если его просто выучить, то если поменяется условие – ничего не получится. А вот если понимать, как работает код, то его можно спокойно переписать для решения другой задачи.

Важно держать в фокусе все предметы. Я поздно это осознал, поэтому так вышло с математикой. У меня, конечно, немного другой случай, я понимал, что у меня есть диплом олимпиады и не обязательно набирать максимальное количество баллов. Все равно я хотел набрать по математике минимум 80 баллов, но из-за того, что я был слишком увлечен русским и информатикой, мне это не удалось. Я думал, что смогу выучить математику, это была худшая ошибка. Можно сказать, что я по сути готовился за неделю.

А почему ты так подошел к подготовке?

Я не стремился набрать очень много баллов, думал, что спокойно напишу на 70–80. Еще моя ошибка была в том, что я искал легкие пробники или такие же по уровню как ЕГЭ. Но на реальном экзамене попались задачи куда сложнее, чем я ожидал. Например, стереометрия, чтобы ее решить, надо было отрабатывать большое количество аналогичных.

И самый важный пункт, из-за которого я потерял баллы по предметам. Когда мне дали бланк по математике, я подумал, что задачи – легкотня и я все сейчас закончу за 20 минут. Они, правда, были легкие, но из-за того, что я так подумал, я потерял концентрацию внимания и не заметил элементарные вычислительные ошибки. Я не был сконцентрирован на экзамене, я был сконцентрирован на том, что я выйду с экзамена и буду радоваться тому, какой он был легкий. В моем случае я столкнулся не со стрессом на ЕГЭ, а наоборот слишком расслабился. Концентрация внимания – это предельно важно. С информатикой было то же самое, я упустил два балла (на 8 и 18 задачах) как раз из-за этого.

О мотивации

Была ли у тебя какая-то традиция, ритуал перед ЕГЭ?

Ничего особенного, я просто выпил утром кофе и пошел на экзамен. Кофе я пью редко, только тогда, когда мне нужно сконцентрироваться на чем-то. Кофе был вкусный, экзамен написал хорошо :)

Сталкивался ли ты в течение года с потерей мотивации?

С информатикой такого не было. мне всегда было в кайф ее решать. С русским языком такое было. В период подготовки, когда мы учились писать сочинения, мой репетитор мне давала их по 2-3 в неделю. Для меня это было много, прошло месяца три и я так устал писать сочинения, что мне было уже противно. В таком случае лучше взять перерыв. Говорят. что за год подготовиться нереально. Я думаю, что год – это даже слишком много, можно подготовиться и за месяца 3 на 90+, зависит от вашей мотивации. Когда теряется мотивация, становится только хуже, в такие моменты лучше взять перерыв и отдохнуть, можно школу пропустить :) Моя репетитор понимала меня и давала моменты передышки. Когда я не готовился к ЕГЭ, то я обычно готовился к олимпиаде.