Часть вторая
Продолжаем говорить про оркестр-детище Теодора Курентзиса. Если не видели первую часть, милости прошу:
__________________________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
__________________________________________________________________________
Неоспоримо, что личность художественного лидера и его авторитет оказывает существенное влияние на множество аспектов деятельности возглавляемого им творческого коллектива [1]: начиная с репертуарной политики и уровня профессионализма оркестра, заканчивая, как следствие, востребованностью и объемом привлекаемых финансовых средств на обеспечение его деятельности. Публичный образ творческого лидера играет в успехе коллектива далеко не последнюю роль: Теодор Курентзис тому подтверждение. Даже среди научной литературы мы можем обнаружить статьи, посвященные его поведению во время телеинтервью[2], эволюции его образа на фотопортретах[3]. Фраза легендарного дирижера и педагога Ильи Мусина о том, что у него было много одаренных учеников и только один гений – Теодор Курентзис, бесконечно тиражируется во всех изданиях, рассказывающих о русском дирижере с греческими корнями[4]. Его широкая известность за пределами круга ценителей академической музыки влияет на спрос со стороны аудитории с высокой платежеспособностью, вследствие чего концерты оркестра musicAeterna становятся элитарным мероприятием, доступным лишь немногим.
Поиск новых форматов концертного исполнения также не оставляет равнодушными ни публику, ни критиков. В Санкт-Петербурге в 2014 году на фестивале «Дягилев. P.S»[5] «склонный к театрализации музыки Теодор Курентзис погрузил зал в кромешную темноту во время исполнения арии умирающей Дидоны, максимально усилив трагизм звучания»[6]. На этом он не останавливается, и в 2015 году на Дягилевском фестивале[7], а затем и в концертном зале «Зарядье»[8] в 2018 году 90 минут медленной музыки в исполнении рояля и оркестра проходят практически в полной темноте, а сам маэстро обращается к публике с призывом отключить все мобильные устройства и не аплодировать даже после окончания концерта, чтобы сохранить эмоции внутри себя.
Е. В. Дуков в своей монографии «Концерт в истории западноевропейской культуры»[9] отмечает, что традиционно «слушательский ритуал филармонического концерта предельно строг…, а концертный церемониал, традиционные способы демонстрации взаимоотношения сцены и зала могут становиться заметным барьером на пути движения слушателя от одного вида музыки к другому». Так, один из молодых людей, решивших заняться самообразованием, рискнул посетить филармонический концерт и вышел из зала совершенно потрясенный. Свои впечатления он изложил почти в телеграфном стиле: «Пианист вышел. Поклонился, сел. Начал играть. Играл долго, слушать трудно. Я поглядел в программу. Там написано: «…соната opus 30 фа мажор. Allegro, Andante, Presto». Какой-то непонятный, чужой мир… Пианист доиграл, поклонился, ушел. Какой-то театр немых» [10]. Этот пример отлично иллюстрирует пугающую дистанцию между зрителем и происходящим на сцене филармонического зала.
Попытка переломить сложившиеся стереотипы о концертах классической музыки и выстроить иную систему коммуникации со слушателем – одна из задач, которую ставит перед оркестром MusicAeterna его художественный руководитель. Уже не первый год на Дягилевском фестивале в Перми, которым руководит Теодор Курентзис, концерты академической музыки проводятся глубокой ночью (так в 2021 году 4 концерта из фестивальной программы начинались в районе полуночи, а 5 концертов – в половине четвертого утра)[11]. Это характерно не только для концертов оркестра, проходящих в рамках фестивальной программы: «Поздним декабрьским вечером 2016 года Теодор Курентзис и оркестр MusicAeterna играли «Золушку» в Большом зале Московской консерватории: публика пребывала в ажитации, выдвигались предположения, что полуночный бой в оркестре совпадет с реальной переменой дат. С середины первого акта Курентзис начал пропускать те номера, где музыкальный материал повторяется; второй акт был выпущен наполовину, и уже после сцены полуночи, сыгранной около 22:50, вперемежку звучали оставшиеся фрагменты» [12]. «Концерт оркестра «Music Aeterna» – это больше, чем концерт, это потрясающий спектакль: цельный, стремительный, завораживающий, содержательно наполненный, глубокий, ни на минуту не провисающий пустотами и невнятицей, не дающий расслабиться, не выпускающий из плена, которому с наслаждением отдаешься» [13].
Продолжение следует…
__________________________________________________________________
Читайте также:
___________________________________________________________________
Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊
___________________________________________________________________
Список источников:
[1] Буянова, Н. Б. Проблема лидерства в художественно-творческом коллективе структура, мотивация, направленность (психолого-педагогические аспекты) : специальность 19.00.01 "Общая психология, психология личности, история психологии" : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Буянова Наталия Борисовна. – Москва, 2011. – 57 с.
[2] Мусина, Э. Ю. Особенности невербального поведения Теодора Курентзиса во время телеинтервью / Э. Ю. Мусина // Филология в XXI веке. – 2018. – № 1(1). – С. 106-109.
[3] Касимова, А. М. Фотопортреты Теодора Курентзиса в российских и зарубежных СМИ: эволюция образа / А. М. Касимова // Проблемы филологии глазами молодых исследователей : Материалы конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Пермь, 01–30 апреля 2019 года. – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2019. – С. 102-106.
[4] Садых-Заде Г. Курентзис и особенности российской ментальности // Петербургский Театральный Журнал. 2017. №3 (89).
[5] Дягилев. P.S. Международный фестиваль искусств. Санкт-Петербург, 19–29 ноября 2014. Буклет фестиваля [Электронный ресурс].
[6] Юшкова, Е. В. От Гордона Крэга к Марку Моррису и Саше Вальц: сценическое решение оперы / балета «Дидона и Эней» / Е. В. Юшкова // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. – 2020. – Т. 5. – № 1. – С. 100-117. – DOI 10.18522/2415-8852-2020-1-100-117.
[7] Дягилевский фестиваль 2015. Пермь, 22–31 мая 2015. Буклет фестиваля [Электронный ресурс].
[8] «Медленная музыка. Рояль и оркестр», 8 декабря 2018, Концертный зал «Зарядье», Москва. Страница мероприятия [Электронный ресурс].
[9] Дуков, Е. В. Концерт в истории западноевропейской культуры / Е. В. Дуков ; Государственный институт искусствознания. – Москва : Классика-XXI, 2003. – 256 с. – ISBN 5898170480.
[10] Тун М. Создать аудиторию для музыки большой // Музыка и молодежь. М., 1986, С. 17-18.
[11] Дягилевский фестиваль 2021. Пермь, 10-20 июня 2021. Афиша фестиваля [Электронный ресурс].
[12] Королек, Б. А. Неспокойной ночи / Б. А. Королек // Музыкальная академия. – 2020. – № 1(769). – С. 97-109. – DOI 10.34690/38.
[13] Ребель, Г. М. Открытие Курентзиса / Г. М. Ребель // Филолог. – 2011. – № 15. – С. 12