Найти тему
*Соцрежим

Доппельдеккеры в СССР: почему не прижились импортные двухэтажки на наших дорогах

Чудо-транспорт "оттуда" - почти сто лет назад на московских улицах он выглядел десантом из будущего среди менее элегантных отечественных образцов, которые и размерами уступали. Да и диковина в 1959 была этаким денди среди жуков-работяг. Но почему оба эксперимента с выведением на столичные дороги 2-этажных троллейбусов и автобусов быстро свернули?

В этот раз расскажу об автобусах.

На картинке вверху - "Бюссинг", западноберлинский Büssing. Эта фотография сделана в Германии. Но примерно такие омнибусы появились и в Москве в 1959 году.

До них Советский Союз был хорошо знаком с концерном Бюссинга - там закупали грузовики и спецмашины.

Красавцы-неудачники

И вот, столица решила обзавестись диковиной из Брауншвейга - доппельдеккером (двухэтажным омнибусом). На опытную эксплуатацию в 3-й автобусный парк Москвы поступило 3 экземпляра.

-2

Büssing D2U с кузовом Orenstein & Koppel немного погодя вышел на 111 маршрут, затем его перевели на 144 маршрут с бескондукторным обслуживанием. И вскоре - на 211 маршрут по Ленинскому проспекту от станции метро «Октябрьская» до аэропорта Внуково, снова с кондуктором.

То ли пассажиры без надзора хуже оплачивали проезд в этом неудобном автобусе, то ли городские власти захотели похвастать новинкой перед иностранцами - на рейсе до аэропорта их значительно больше, чем на других.

Чем же омнибус был дискомфортен? Могу его сравнить с японским изобретением - сотами для сна. Немцы - тоже люди рослые, как и русские. Но у них такие модели "Бюссинга" прижились, может, менее капризный народ.

А москвичи жаловались, что на первом этаже стоя голова в потолок упирается, а на втором этаже и вовсе - полусидя добираться до кресла, да и спускаться на своей остановке по винтовой крутой лесенке они не посчитали нормальным.

Не прижилось нововведение, омнибус сняли с рейса и продали.

Может, стоило оставить для детских экскурсий?..

*Сначала "Бюссинги" были вот с такими "мордами" (капотные):

-3
-4

И такой вопрос: почему было не закупить вместо неповоротливых двухэтажек, скажем, вот таких лакированных ярких мобильных автобусов в том же "Бюссинге"?.. И чем они не подходят для рейсовых пассажироперевозок в умеренно-прохладном климате, эти полустеклянные красавцы? На Юге и Крайнем Севере прозрачная крыша не годится, это понятно.

-5

Справка:

Немецкая компания названа по имени основателя - баварского инженера Генриха Бюссинга.
Первым автомобилем марки Büssing стал 10-местный автобус с ременной трансмиссией; он развивал скорость до 50 км/ч.

Но о господине Бюссинге следует написать отдельную статью, талантливый изобретатель того достоин - у него было 250 патентов на ноу-хау!

И в отдельной статье расскажу о двухэтажных троллейбусах в СССР.

Фарфор как оружие пролетариата