Найти в Дзене

Ба Сянь, «Восемь бессмертных»

Оглавление
Ба Сянь («Восемь бессмертных»)
Ба Сянь («Восемь бессмертных»)

Ба Сянь («Восемь бессмертных») — в китайской даосской мифологии популярнейшая группа героев. В неё входили:

Люй Дунбинь

-2

Ли Тегуай

-3

Чжунли Цюань

-4

Хань Сянцзы

-5

Цао Гоцзю

-6

Чжан Голао

-7

Лань Цайхэ

-8

Хэ Сяньгу

-9

Они обладали различными чудесными способностями (например, умением ходить по воде).

Каждый из Ба сянь олицетворял одно из состояний человеческого существования: мужской пол, женский пол, старость, юность, бедность, богатство, благородство и ничтожество.

Эти герои были очень любимы в Китае. Все они были немного странными, и, наверное, поэтому рассказы о них слушались чаще других и передавались из поколения в поколение.

-10

Вот Лань Цайхэ. Он бродил по стране в синем рваном платье, на одной ноге был сапог, а другая — босая. Летом он утеплял халат ватой, а зимой валялся на снегу. Он бродил по городским базарам, распевал веселые песни, а за это люди подавали ему монеты, которые Лань Цайхэ нанизывал на длинный шнур и таскал за собой. Были у него еще и кастаньеты. Но, встретившись с другими бессмертными, он подарил им свои кастаньеты, оставив себе только корзину с хризантемами. Поэтому он и стал покровителем садоводов.

А вот в Люй Дунбине с трудом можно было узнать бессмертного. Он скорее напоминал духа: имел лицо дракона, шею журавля, тело тигра, а спину обезьяны. Но эта удивительная внешность помогала ему близко подбираться к злым духам и успешно бороться с ними. Кроме того, у Люй Дунбина была великолепная память. За один день он мог запомнить десять тысяч иероглифов! Люя часто изображают с мальчиком на руках, потому что, встречая мужчин и женщин, он всем желает сыновей.

Высокий и красивый, весь покрытый татуировкой Чжунли Цюань умел прекрасно писать иероглифы и... командовать войсками. Он был непобедим, но однажды другой бессмертный, хромой Те Гуайли, подсказал противнику, как одолеть полководца. Сам же, опираясь на железную клюку и размахивая тыквой-горлянкой, в которой хранил целебные снадобья, ушел к реке. Там сел на листок бамбука и спокойно переплыл на другой берег. А Чжунли Цюань был разбит и с позором бежал в пустыню. Там он ударился о высокую стену, которая раскололась. А в трещине лежала нефритовая шкатулка. Он открыл ее, а внутри были наставления, как стать бессмертным!

Магом и волшебником был Чжан Голао. Он владел белым ослом, который за день пробегал десять тысяч ли! Перед тем как Чжан ложился спать, он складывал осла, словно бумагу. Но наутро стоило хозяину побрызгать сверток водой, как он расправлялся и превращался снова в осла. Чжан садился на него почему-то лицом к хвосту и продолжал путь. Услугами мага пользовались все императоры, ибо он мог предсказывать будущее и все помнил о прошлом.

Волшебником был и Хань Саньцзы. Однажды он по просьбе императора во время засухи вызвал дождь и снег, но... ухитрился оставить без единой капли осадков усадьбу своего дяди, с которым был в ссоре. А в другой раз во время пира он наполнил таз землей и на глазах у присутствовавших вырастил чудесные цветы, лепестки которых были покрыты золотыми иероглифами.

Один только Цао Гоцзю ничего не умел, а просто бродил по стране. Но однажды Лань Цайхэ подарил ему свои кастаньеты. И Цао стал петь, плясать, строить удивительные рожи. Все артисты считают его своим покровителем.

Среди бессмертных была одна женщина — Хэ Сяньгу. Она умела обходиться без еды, предсказывала судьбу и покровительствовала домашнему хозяйству. Боги время от времени поручали ей сметать цветы у небесных врат. Поработав на небе, она снова спускалась на землю.

Однажды бессмертных пригласила царица Запада Си Ванму. Там они всласть попировали и отправились в гости к владыке Востока. На пути их было Восточное море. Но даже водная бездна была бессмертным нипочем. Каждый пустился вплавь на том, чем владел: кто на кастаньетах, кто на железной клюке, кто на корзине, кто на осле. Все это оказалось непотопляемым.

И таких историй множество)))

Сказания о Восьми бессмертных разрабатывались в юаньской драме (XIII–XIV вв.), пьесах минского времени (XIV–XVII вв.) и в поздней, так называемой местной, драме. Кроме отдельных преданий о каждом из Восьми бессмертных существуют также рассказы и об их совместных деяниях (о путешествии Восьми бессмертных за море, о посещении Владычицы Запада Си-ван-му и др.). Эти легенды составили к XVI в. единый цикл и были использованы писателем У Юань-таем в романе «Путешествие на Восток, или Предание о высочайших Восьми бессмертных» («Дун ю цзи шан дун ба сянь чжуань», кон. XVI в.)

Ссылка на плейлист с небольшими познавательными видео о каждом из Ба Сянь

#ба сянь

#восемь бессмертных

#китайская мифология