Найти в Дзене
PROG ISLAND

Prog Island: Планета GONG, часть 5 - GONGZILLA - "Suffer" (1995)

GONGZILLA ,,Suffer” (1995)

Songs/Tracks Listing: 1. Gongzilla (6:36); 2. Bad Habits (3:28); 3. Sing (4:28); 4. Gongzilla's Dilemma (5:17); 5. Mr. Sinister Minister (4:50); 6. Almost You (4:12); 7. Mezzanine (4:15); 8. Hip-Hopnosis (6:48); 9. Allan Qui? (7:22); 10. Senna (4:56); 11. Camel (0:24).
Total Time: 52:00

Line-up/Musicians: Bon Lozaga - guitars, e-bow, co-producer/Allan Holdsworth - guitars (1,2,6,9)/Hansford Rowe - bass, co-producer/Lionel Cordew - drums/Benoît Moerlen - vibes, marimba, percussion/Robert Thomas, Jr. - percussion.
With: Ben Perowsky - drums (5)/Vic Stevens - drums (9,10)/Samuel Rowe - vocals (10).

«Страдание символизирует бесконечную возможность совершенствования, постоянное открытие радости» Рабиндранат Тагор.

Gong - это не просто знаменитая французская группа, это целая планета со своими спутниками. За полувековую историю развития и трансформирования она обросла творческими «побегами», обогатившими своими работами основной ствол, посаженный на благодатную плодородную почву Франции австралийским музыкантом битником Daevid Allen. После выхода альбома «You» музыкант покинул созданный им коллектив дабы заняться различными сольными проектами. Это: Planet Gong, New York Gong, Gongmaison и Mother Gong Gilli Smyth, конечно же с его участием. Эти клоны были созданы лишь с одной единственной целью: и далее быть лишь формой выражения идей их создателя. Но сам Gong трансформировался в профессиональную инструментальную группу, исполняющую интересный и техничный джаз-рок. бразды правления постепенно перешли к перкуссионисту Pierre Moerlen,который уже под своим именем выпустил с 1976 года ряд замечательных альбомов. В составе его группы также происходили постоянные изменения ( ведь Gong никогда не был статичным), ряд талантливых и известных музыкантов были в его составе. Один из его участников-Benoît Moerlen,прекрасный перкуссионист и родной брат Pierre Moerlen, уже в 90-х стал одним из основателей группы, о которой сегодня и речь.

Помните знаменитый японский персонаж ГОДЗИЛЛА, успешно кочующий по мировым киноэкранам с 1954 года? Вряд ли кто ответит отрицательно. Вряд ли кто не видел хоть одну из картин о нем. Это мутирующий гигант-самец, проснувшийся из анабиоза после испытания водородной бомбы. Так и музыкальная Gongzilla появилась в середине 90-х как ответвление Gong Pierre Moerlen. И хотя сам руководитель к нему отношения не имеет, но участники его ансамбля решили устроить свою вечеринку для большой семьи под названием Gong. Музыканты, игравшие еще в 1978 году во втором альбоме «Expresso II « решили вспомнить былое, тряхнуть стариной ( в шутку, конечно) и показать миру, что есть еще порох в их пороховницах. Bon Lozaga, Allan Holdsworth, Benoît Moerlen и Hansford Rowe-вот костяк вновь созданной группы, хотя, конечно, можно провести аналогию с их прежним сотрудничеством. Музыка, что играет Gongzilla во многом перекликается с Gong Pierre Moerlen: она также инструментальна, высокопрофессиональна, технична и умна. Но все же это далеко не клон, это не повторение былого, а свежий взгляд из 90-х на такой всеобъемлющий стиль как джаз-фьюжн с добавлением туда изрядной порции и прог-рока и хард-рока. Группа, выпустив в 1995 году дебютный «Suffer» далее выпустит еще три студийных работы и два концертника и распадется только в 2008 году. Состав, вплоть до последней студийной записи, будет почти стабилен и это признак сыгранности музыкантов, их стремления идти в одном направлении. А направление это очень интересно- оно базируется на выверенной джаз-роковой школе, но стремится в неизведанные дали авангарда. Но сколько о музыке не говори, а никогда словами ведь ее не передашь. Итак: слушаем альбом.

«Gongzilla» (Bon Lozaga). Мерные удары барабана предваряют жесткое гитарное вступление, дающее соответствующий названию образ. Восходящая тема Allan Holdsworth пространна и достаточно спокойна, но натыкается на резкое противодействие рычащих роковых кварт Bon Lozaga. Импровизации резки и напряженны и обрываются нисходящей вопросительной квинтой.

2.»Bad Habits» (Benoît Moerlen). Вряд ли можно назвать вредной привычкой слушание таких изумительных пьес, как эта. Сложная метро-ритмическая основа является лишь фундаментом к импровизационному диалогу маримбы и гитары, недостаток которой лишь в одном: в ее краткости.

3. «Sing» (Hansford Rowe). Замечательный образец лирики, когда прекрасная тема является королевой, царящей на высоком троне.

4.»Gongzilla's Dilemma» (Hansford Rowe). Еще одна композиция бас-гитариста Hansford Rowe вводит слушателя в мир 5/4 солирования ксилофона Benoît Moerlen с тягуче-роковым ответом Bon Lozaga, меняющим стилистику жестко.

5.»Mr. Sinister Minister» (Bon Lozaga). Зловещий министр-название обязывает. Пьеса так и просится на киноэкран в любую их работ великого и ужасного Альфреда Хичкока. Воображение слушателя способно написать сценарий к этой музыке.

6.»Almost You» (Bon Lozaga). Кажущийся контраст к предыдущему ужастику на самом деле лишь его продолжение: многоплановое, настороженное с прекрасным соло на вибрафоне Benoît Moerlen и разнотембровой гитаре Bon Lozaga.
7.»Mezzanine» (Benoît Moerlen). Прекрасный джаз-фьюжн мезонин и если бы жесткий роковый характер, то место пьесе было б в несколько другой стилевой категории.

8.»Hip-Hopnosis» (Bon Lozaga). Пьеса в стилистике предыдущей: изломанная мелодическая линия, подкрепленная синкопированным триольным ритмом. Ее можно было бы отнести к лирическим номерам, но внутренняя напряженность постоянно довлеет и не дает раскрыться мелодической линии в полную меру.

9.»Allan Qui?» (Hansford Rowe). Кто такой Аллан? Это и есть его музыкальный портрет, а он не рисует картину, он показывает душу. Этим-то музыка и хороша. Пожалуй, одна из самых красивых пьес во всем альбоме.

10.»Senna» (Hansford Rowe). Трио перкуссии и бас-гитары можно смело отнести к безтемному образному имперессионизму, когда нарастающее постепенно напряжение заканчивается логическим акцентированым staccato.

11»Camel» (Benoît Moerlen). Краткий триольный эпилог, уводящий вновь в 70-е во времена Gong Pierre Moerlen.

Хорошая, умная музыка всегда остается в душе и настойчиво требует продолжения пути по дороге познания, искания, страдания и радости. Этот альбом как раз из разряда таких.

(c) Вадим Сщседко, 2022