Знакомство с книгой Х.СТИВЕНСА - "Приручи своих драконов"..
Характеристики.
Возраст: от шести месяцев до четырех лет.
Мировоззрение: «я» и «другие мои»; параллельная игра «Я отделен от мамы, но завишу от нее».
Способности: делающий первые шаги малыш - способен исследовать все пространство окружающее его в непосредственной близости. Нуждается в постоянном руководстве и поддержке взрослых. Способны манипулировать предметами, чтобы выяснить силу авторитета родителей.
Мысли и эмоции: способны распознавать элементарные противопоставления, такие, как «да» и «нет», «хорошее» и «плохое», «черное» и «белое». Абстрактное мышление не развито. Например, понятие смерти не привязано к реальности. Эмоции сильные, ярко выраженные.
Акцентирование внимания: проверка собственной независимости и авторитета каждого из окружающих; изучение правил поведения, проверка их на прочность.
Деятельность: копируя отца и мать, учится говорить; подражая им, играет во взрослых. Повторяет и пробует на прочность правила и нормы, внушаемые родителями. «Плита горячая, не трогай, обожжешься!» — услышала проверил, запомнил. В домашней обстановке ищет комфорта и безопасности.
Ценности: представление о ценности как таковой отсутствует; воспринимается лишь ценность, определяемая матерью или отцом. «Мальчишки плохие. Девочки хорошие (и наоборот)». «Мальчики не плачут. Девочек нужно защищать».
Отношения: игры на плоскости с ровесниками. Непрестанно смотрят на окружающие их авторитеты, копируя соблюдение ими норм и правил поведения. Авторитеты всегда правы, потому что именно от них исходит проявление любви, одобрение и наказание. Восприятие окружающего до сексуальное.
Взрослый человек, остановившийся на стадии развития делающего свои первые шаги малыша.
Мировоззрение: «я» и «другое мои».
Взрослые люди, остановившиеся на этой ступени развития, хотят быть на кого-то похожими. Они хотят иметь такую же машину, носить такую же одежду и есть ту же пищу, что и их соседи. Они стремятся быть благопристойными членами своего сообщества. Им нравится безопасность, доставляемая знакомой пищей и похожим на них самих окружением. Они боятся того, кто отличается от них.
Слепо привязаны к установившимся традициям. Тот, кто выгляди "не так" и поступает "не так" - внушают опасения. Если окажутся вне привычного окружения - испытывают замешательство, забывают о своих правилах и нормах поведения, поступают часто непредсказуемо. Являются "плохими" путешественниками.
Способности: тщательно придерживаются полученных инструкций. Добросовестно следуют букве закона, но не понимают его сути. Предпочитают свое сообщество и испытывают безотчетный страх перед огромным внешним миром. Способны выполнять привычные задания, но избегают всего, что требует независимого, нетрадиционного мышления.
Мысли и эмоции: стремятся следовать мыслям, стоящих над ними, авторитетов, не задавая при этом лишних вопросов. «Я всего лишь исполнял приказ..».
Испытывают замешательство, сталкиваясь с идеями, отличными от тех, на которых они воспитывались. Отличаются парадоксальностью суждений, среди которых «возлюби ближнего своего» мирно уживается с обещанием «я тебя в порошок сотру». Мышление в высшей степени негибкое, ортодоксальное и традиционное. Мыслят категориями «хорошее» и «плохое», «правильно и неправильно», с отсутствием полутонов.
Сталкиваясь с верованиями, традициями и обычаями, отличающимися от их собственных, неизменно воспринимают их как «плохие» или «ниспосланные дьяволом», Новые мысли пугают и вызывают подозрения, от чего следует поскорее избавиться.
Логика представляется, как эмоциональные привязанности или чувства, маскируемые под мысли или идеи.
Акцентирование внимания: основные усилия направлены на изучение правил и их проверку. Не анализируя - воспринимают нормы, правила и указания всего, что является для них авторитетом - Библия, начальник по работе, министр, лечащий врач, полицейский, главнокомандующий или политический деятель. И столь же быстро готовы разрушить воспринятые правила: получающий взятку полицейский; присваивающий выделенные церкви деньги министр финансов; коррумпированный чиновник. Они провозглашают законность, но очень легко ее разрушают и становятся на путь преступления, При этом они обычно не берут на себя ответственности за совершаемые преступления и пытаются переложить вину за них на какие-то не зависящие от них обстоятельства. «Черт попутал», — типичный для них ответ в подобной ситуации.
Деятельность: этим людям нравится быть большой рыбой в маленьком озере. Предпочитают вести жизнь в пределах привычной для их представлений замкнутой системы, клуба, церкви, общественной группы. Путешествия являются для них стрессогенным фактором. Стремятся предотвратить любые перемены или реформы и, скорее, склонны перевести стрелки часов назад, «к добрым старым временам». Не способны к творческому мышлению. Больше подходит для них бюрократическая сфера деятельности.
Ценности: взрослые малыши беспрекословно воспринимают ценности, преподнесенные им признанными авторитетами: «Если согрешишь — попадешь в ад». Наказание неизбежно. Они почитают власть, но лишь потому, что она несет с собой наказание за проступки. Почитают устои государства, существующий порядок и стерильную чистоту природы, где для них все понятно и знакомо. Не мучают себя вопросами саморазвития и не философствуют над истинным значением слова.
В духовном плане без лишних вопросов принимают веру, в которую обращены, дословно воспринимают наставления служителей церкви и безжалостно бичуют еретиков. Инакомыслящего следует уничтожить, или обратить в свою веру.
Таких людей чрезвычайно страшит перспектива собственной смерти, и делают все возможное, чтобы избежать ее. Старость пугает их, поскольку, с их точки зрения, несет с собой неустойчивость положения в жизни, немощность, болезни и полную зависимость. Интересно, что в старости они действительно зачастую становятся совершенно беспомощными и зависимыми от окружающих.
Отношения: в разговоре с трудом выдерживают прямой взгляд собеседника и часто пугаются людей, особенно если они незнакомы. Не допускают мысли о том, что другие люди могут хоть чем-то отличаться от них самих.
Склонны рассматривать свое тело как нечто лежащее вне сферы их ответственности и искренне стремятся «быть хорошими», беспрекословно выполняя все указания их лечащего врача. Не способны воспринять идею о том, что их чувства и мысли могут как-то повлиять на развитие их болезней.
Дикая природа у таких людей вызывает ужас, и предпочитают видеть вокруг себя чистые мощеные улицы и строгие линии выстроившихся аккуратными рядами зданий: «Животные безопасны только в зоопарке и на ферме». Все, что их окружает, непременно должно быть тщательно вымыто и вычищено как от пыли, так и от разносящих заразу микробов.
Секс рассматривается как выполнение супружеского долга, необходимого для продолжения рода. Эта стадия развития человека является докексуальной, и поэтому любое его сексуальное поведение инфантильно по своей природе. Сексуальные отношения кажутся таким людям смешным, если не непристойным занятием, и обычно остаются очень незрелыми.
Примеры: члены сект, придерживающихся ортодоксально религиозных и философских взглядов; расистские фанатики; бюрократические правительства: коррумпированные чиновники; жители малых отрезанных селений, рассматривающие внешний мир как таящий в себе зло и опасность; люди, считающие, что только они сами и группа приближенных к ним будет сохранена и спасена во время каких бы то ни было глобальных перемен и катаклизмов; ученые, академики и профессора, демонстрирующие поистине парадоксальное поведение, разрабатывая все новые виды оружия и нервно-паралитического газа для обеспечения мира на земле и идущие после этого в церковь; гуру и культовые наставники, требующие полного повиновения себе и сурово наказывающие тех, кто осмелится нарушить устанавливаемые ими порядки; все ведущие консервативный, примитивный образ жизни и, как послушные бараны, делающие все, что им говорят.
Добавлю от себя - тревожность, желание быть "хорошим", а также зависимость от чужого мнения и самолюбие - отбрасывают и опускают человека до уровня "малыша, делающего первые шаги".
Представителей "малышей, делающие первые шаги" - можно увидеть почти во всех фильмах Э.Рязанова.
Татьяна Богданова, психолог — он-лайн...© СПАСИБО ВСЕМ!