Ежегодно 1 сентября у всех школьников начинается новый учебный год. На многочисленных школьных линейках из красивого колокольчика с бантом звучит первый школьный звонок, а уже потом каждый урок начинается и заканчивается электрическим звонком. Это известно каждому и традиция звонить в колокольчик зародилась настолько давно, что даже трудно восстановить всю историю. Такой звонок не только российская традиция, во многих странах мира сторож или дежурный созывал на начало занятий перезвоном, хотя кое-где и просто звали голосом и об окончании урока говорил сам учитель.
История звонка
Считается, что зарождение традиции произошло еще в IV веке до н.э. в Академии Платона рядом с Афинами. Первым сигналом был механизм никак не похожий на звонок: это были водяные часы из трех сообщающихся сосудов, переливаясь, вода вытесняла воздух, а на выходе была трубка с закрепленной флейтой, звуки музыки сигнализировали о начале урока. Такой механизм назывался Клепсидра.
Поскольку настолько сложные устройства интересно было создавать далеко не каждому, в ход пошли колокольчики и гонги. Достаточно массово они стали применяться с XVII века. Основоположником широкого распространения такой практики стал чех Ян Амос Коменский. Он придумал созывать учеников на урок колокольчиками, которые носили с собой учителя или стационарным общим колоколом.
Коменский также заложил базовые основы школьной системы обучения, которой пользуются сейчас во всем мире. В частности, ему принадлежит несколько реформ: идея разделить детей на группы по возрастному признаку, множество усовершенствований в методологии преподавания.
Идея колокольчика или колокола в России происходит скорее всего от церковно-приходских школ, о начале урока в которых сигнализировал церковный колокол. В небольших школах колокола размещали во дворе школы или на крыше такого заведения. Существует еще такая версия: наши предки, воспринимая звуки колокола, как отгоняющего злых духов, не только рассчитывали на его бодрящее воздействие на детей, но и использовали как оберег.
Обычно сигналы подают вручную, но позже придумали звонки с электроприводом, которые по расписанию начинают раскачивать колокол. Часто, в качестве школьного колокольчика использовали поддужный почтовый колокольчик, который до сих пор можно заметить в поселковых школах, такие колокольчики являются весьма ценными предметами. На аукционах за них просят несколько тысяч рублей.
Первый, кто предложил провести школьную линейку, был известный педагог Макаренко — в 1920 году, а вот идея посадить первоклашку на плечо старшекласснику возникла только через 50 лет.
Новые технологии
Электрический или точнее электромагнитный звонок впервые был предложен в 1831 году американцем Джозефом Генри, это был преподаватель математики и физики, звонок был его собственной разработкой. В СССР знакомая нам с детства конструкция из двух полусфер (чашек) появилась в 1960 году. Как это не удивительно, но до этого во всех школах в качестве звонка использовали обычный колокол или небольшой колокольчик (если школа была небольшая).
В начале электрозвонок запускался нажатием кнопки, которую должен был контролировать дежурный вахтер или преподаватель, но приходилось внимательно следить за временем и тщательно охранять кнопку от хулиганов. В настоящее время такой сигнал автоматизирован либо механически, либо путем подключения к компьютерной системе.
Если вам понравилась публикация, пожалуйста, поддержите ее лайком, оставьте комментарий и подписывайтесь на наш канал!
Спасибо!