Найти тему
История и искусство / Artifex

Образы Флоры. Государственная Третьяковская галерея

Приобретенный неким частным коллекционером «Портрет женщины в образе Флоры» ХVI века на аукционе Sotheby's в 2011, впервые был представлен широкой публике в пространстве Государственного Эрмитажа в прошлом году, где малоизвестная дама знакомилась с уже прославившейся одноимённой богиней цветов руки итальянского живописца Франческо Мельцы на выставке «Две Флоры».

Сегодня Флора неизвестного западно-европейского мастера, предположительно принадлежащего Академии Леонардо да Винчи во Франции, становится смыслообразующим центром для камерной выставки «Образы Флоры», проходящей в рамках постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Ей аккомпанируют дамы с полотен русских мастеров XVIII - середины XIX века, объединённые общим сюжетным мотивом. Это первый пример камерной-фокусной выставки, которая, по словам Зельфиры Исмаиловна Трегуловой,

«…нацелена на расширение представления о русском и мировом искусстве и позволяет представить те работы из фондов, что вряд ли увидели бы свет в постоянной экспозиции Третьяковской Галереи»
Живопись | Неизвестный мастер | Портрет женщины в образе Флоры © Artifex.ru
Живопись | Неизвестный мастер | Портрет женщины в образе Флоры © Artifex.ru

Тема женщины – цветка, красоту которой во все времена стремились воспеть художники, здесь окрашивают в тонкие смысловые оттенки, где каждый цветок становится символом, источником которого являются мифы, легенды и предания.

Папоротник, по народным поверьям, обладает магической силой; плющ символизирует преданность и долголетие, а также связывается с образом античной нимфы или вакханки; нарцисс наряду с лилиями присутствует в сюжетах Благовещения; ромашка помогает разобраться в истинных чувствах возлюбленным, а вот аквилегия была как атрибутом Венеры, так и в эпоху Возрождения олицетворяла Святой дух.

-2
-3
-4

И здесь богатый букет из полотен русских мастеров с западно-европейским живописцем, как заметила в своём кураторском высказывании Светлана Владимировна Усачёва,

«…составляют единое целое, как и единым целым является вся история искусства, пронизанная различными символами, и эти символы хорошо бы знать, уметь читать, что и делали когда-то наши предки»