Найти тему
Путь в образование

Функциональная грамотность — «пятый элемент» учебного процесса

Любовь Сергеевна! Сколько лет, сколько зим!
Здравствуй, Коля! Как твои дела?
Хорошо. Все жду, когда мне в жизни пригодятся синусы с косинусами, которыми Вы нас так доставали в школе!

Изображение Freepik.com
Изображение Freepik.com

Ребенку важно не просто пройти на уроке новую тему, но и понять, как можно применить полученные знания в повседневной жизни. Это необходимо для успешной жизненной навигации, выбора профессии, карьерного роста. Такое качество называется функциональной грамотностью и позволяет человеку быстро адаптироваться к изменениям в любой сфере жизни.

Понятие функциональной грамотности не новое. Оно появилось в середине 60-х годов прошлого века и включало наличие у человека базовых навыков чтения, письма и счета.

Сейчас, когда полученные знания быстро устаревают, такого набора явно недостаточно, чтобы быстро реагировать на меняющиеся условия жизни. Границы понятия значительно расширились. Можно выделить 5 основных составляющих функциональной грамотности:

  • читательскую;
  • математическую;
  • естественнонаучную;
  • финансовую;
  • компьютерную.

Кроме них, сюда относятся критическое, аналитическое и креативное мышление, эмпатия, умение работать в команде.

Помочь ребенку овладеть всем арсеналом этих компетенций — задача непростая. В ее решении должны принимать участие и школа, и система допобразования, и семья.

В семье хорошо привлекать ребенка к решению жизненных задач:

«В субботу у тебя день рождения. Сколько человек ты пригласил? Давай обсудим меню и посчитаем, какие продукты и сколько нужно купить к празднику?»

В школе полезно проводить практико ориентированные уроки, менять стандартные задания на задачи из повседневной жизни:

«В нашем классе нужно сделать ремонт. Давайте составим список необходимых материалов и рассчитаем, сколько денег потребуется на их приобретение».

Дополнительное образование — это тоже хорошая возможность развить у детей функциональную грамотность. Здесь нет таких жестких программных рамок и поэтому есть больше свободы для творчества. Для каждой дисциплины требуется определенный набор инструментов, пособий, приспособлений. Одна из задач может быть связана именно с этим:

«Давайте составим список предметов, который понадобится для занятий. Рассчитаем, сколько будет стоить весь набор и посмотрим, на чем можно сэкономить».

Сейчас функциональная грамотность считается показателем успешной учебы. А еще это один из критериев оценки качества образования в учебных заведениях, который используется в исследованиях, проводимых в России и других странах мира, а также в рамках международных программ.

Как вы развиваете у своих детей функциональную грамотность? Поделитесь своим опытом в комментариях.

Вам будут интересны публикации:

Образовательный квест. Обучение как приключение

Интеллектуальное направление. А что, так можно?

Школьное и дополнительное образование - противостояние или баланс?

#территорияразвития

#педагогдопобразования

#учительиученик

#допобразование