Грузию легко объехать на машине ‒ например, из столицы Тбилиси до главного черноморского курорта Батуми всего чуть больше 350 км. Оттого интереснее, что внутри страны есть и воздушное сообщение. Да ещё какое! Не побоюсь заявить, что полёт на двухмоторном самолёте в Сванетию был лучшим в моей жизни. Рассказываю, как это было.
Сванетия ‒ высокогорный регион Грузии. Именно здесь расположена самая большая гора страны ‒ Шхара высотой 5193 метров (более известная грузинская гора Казбек высотой 5033 м). От столицы региона Местии можно сказать, рукой подать и будет Эльбрус и Кабардино-Балкария. Наземный путь из Тбилиси в Местию неблизкий. Сначала я ехала на поезде в Зугдиди почти 6 часов, а потом на маршрутке ещё 5 часов. Хотя заявлено было 4, но хачапури в кафе по дороге мы ели дольше отведённых 15 минут, и ещё ждали открытия проезжей части из-за ремонта.
В итоге ‒ 11 часов изматывающего пути. Сам регион того точно стоит ‒ здесь есть самое высокогорное село с постоянными жильцами Ушгули; сванские башни 10-14 веков, где местные прятались друг от друга в случае кровной мести, а иногда спасались от лавин; ледники, озёра и водопады.
Обратную дорогу хотелось как-то ускорить. По этому маршруту летает самолёт с вряд ли кому известным названием L 410- UVP-E авиакомпании Vanilla Sky. Да, в Грузии есть рейсы внутри страны! Главный квест ‒ купить авиабилеты. Поскольку всего на борт помещается 15 человек, в сезон их быстро разбирают. Мне повезло, поскольку накануне вылета по каким-то причинам добавили второй рейс на нужный мне день. Ещё одна проблема ‒ криво работающий сайт. Я никогда бы не догадалась, что у меня не сохраняются данные пассажира, потому что не нужно было на предыдущем этапе выбирать рейс. Я написала в форму обратной связи, и, на удивление, мне моментально ответили. Билет стоит 90 лари (около 2000 рублей на июль 2022 года), лететь всего 50 минут до аэропорта Натахтари, откуда потом вас везут в центр Тбилиси (это в 30 км) на трансфере.
В аэропорт Местии можно легко дойти пешком. Нужно прибыть за час до отправления. Было очень приятно выселиться из отеля и прогуляться в течение 30 минут вдоль неоживлённой дороги. Здание аэропорта очень маленькое, но необычное и современное ‒ его построили в стиле сванской башни в 2010 году, и оно не раз попадало в различные рейтинги самых необычных аэропортов мира.
На стойке регистрации я подала паспорт, но в ответ мне не дали никакого посадочного талона. Тут же досмотр. Отдаёшь все вещи в багаж, поскольку внутри салона полок для ручной клади нет. С собой можно взять только личную сумочку и, например, ноутбук. Также мне спокойно разрешили взять воду, только попросили при сотруднике её попробовать, то есть подтвердить, что это действительно вода.
На посадку идёшь в сопровождении одного сотрудника службы безопасности по лётному полю. Пилоты идут вместе со всеми и заходят в салон самолёта в ту же дверь, что и пассажиры. Никакого инструктажа перед взлётом, долгого ожидания и стюардесс ‒ всего этого нет.
Мы сели в самолёт, и уже через 2-3 минуты начали руление к взлётной полосе. Пристёгиваться ли ‒ дело каждого. Я, например, в полёте ходила от одного иллюминатора к другому в поисках лучших видов. А они просто потрясающие ‒ на вершины гор, заснеженные и нет. Примерно 20 минут после начала полёта невозможно оторваться! Вспомните кадры из фильма «Мимино» ‒ вы увидите нечто похожее и даже лучше. Остальные полчаса уже не так впечатляют: полёт проходит над равнинной местностью.
L 410 ‒ это чешский самолёт. Хотя некоторые надписи типа kręcić или otwarte говорят, что он когда-то, скорее всего, летал в Польше. Двухмоторный самолёт (или турболёт, как его ещё называют) был разработан в 1960-е года конструкторским бюро чехословацкого авиационного завода Let Kunovice (ныне ‒ чешский завод Aircraft Industries). Модификация UVP-E была создана в 1980-е. «Предназначен для эксплуатации на неподготовленных грунтовых, травяных, снежных площадках, а также на аэродромах с короткими ВПП» ‒ кажется, именно поэтому он используется для полётов в Сванетию.
Посадка была немного страшноватая. Болтает самолёт, как пушинку, из стороны в сторону. Но знаю, что авиакомпания строго следит за погодой, поскольку рейсы очень часто переносятся или отменяются. Кстати, на сайте Vanilla Sky называют себя воздушным такси в Грузии. Я бы сравнила с маршруткой. С шикарным видом!
В аэропорту Натахтари каждому лично вручают багаж. Тут же стоит машина, которая везёт всех пассажиров в центр Тбилиси.
Итого ‒ 50 минут волшебного полёта!